ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКОГО И ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Полный текст:


Аннотация

Исследованы основные педагогические концепции в области гражданского и военного воспитания. Изучен процесс зарождения, становления и развития феномена военного воспитания в России в различные исторические периоды. Выявлены основные исторические закономерности между состоянием государства и формирования у него потребности в профессиональных офицерских кадрах. Рассмотрены основные педагогические концепции военного воспитания, мнения по данному вопросу известных отечественных и зарубежных педагогов, философов и общественных деятелей. Выявлены и показаны основные формы существования воспитания, обусловленные конкретным историческим периодом.

Об авторе

Григорий Киселев

Россия


Список литературы

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

2. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: учебное пособие. М., 2003.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М., 2004.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

6. Там же.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1954.

8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

9. Каменев А.И. Военная школа России: уроки истории и стратегия развития. М., 2002. URL: http//www. militera.lib.ru/science/kamenev1/index.html.

10. Желваков Н.А. Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938.

11. Труды Новгородской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Новгород, 1912.

12. Желваков Н.А. Указ. соч.

13. Медынский Е.Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI–XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. М., 1954.

14. Медынский Е.Н. Указ. соч.

15. Котошихин Григорий Карпович (ок. 1630–1667), подьячий Посольского приказа. В 1664 бежал в Литву, затем в Швецию. По заказу шведского правительства составил сочинение о России.

16. Цит. по: Левшин Д.М. Пажеский его Императорского Величества корпус за сто лет. 1802–1902. В 2-х т. СПб., 1902.

17. Там же.

18. Смельницкий М. Происхождение потешных войск // Военный сборник. 1911. № 3.

19. Желваков Н.А. Указ. соч.

20. Алферов А. и Грузинский А. Русская литература XVIII в. М., 1916.

21. Военно-учебные заведения // Военная энциклопедия / под ред. В.Ф. Новицкого. СПб., 1911.

22. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910. М., 1910.

23. Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). СПб., 1857.

24. Воспитатели военно-учебных заведений // Военная энциклопедия / под ред. В.Ф. Новицкого. СПб., 1911.

25. Бецкой Иван Иванович (1704–1795). Генерал-поручик, ближайший сотрудник Екатерины II по части устроения воспитательных заведений.

26. Мельницкой Н. Указ. соч.

27. Генерал П.И. Мелиссино, вступивший в должность директора Сухопутного кадетского корпуса в 1793 г., деятельный участник в разгроме турок при Кагуле.

28. Военные гимназии // Военная энциклопедия / под ред. В.Ф. Новицкого. СПб., 1911.

29. Современники о Суворове – человеке, солдате, военачальнике // Документы эпохи. М., 1984.

30. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Избранные педагогические сочинения. М., 1959.

31. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын отечества. М., 1959.

32. Пестель П.И. Практические начала политической экономики // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951.

33. Столетие Военного министерства. 1802–1902. СПб., 1902.

34. Военные училища // Военная энциклопедия / под ред. В.Ф.Новицкого. СПб., 1911.

35. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.

36. Белинский В.Г. О детских книгах // Полное собрание сочинений. М., 1954.

37. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании / Собрание сочинений. М.; Л., 1961.

38. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения. М., 1953.

39. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений. М., 1950.

40. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании // Педагогические сочинения. М., 1953.

41. Толстой Л.Н. О воспитании // Полное собрание сочинений. М., 1936. 42. Венцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. 43. Столетие Военного министерства. 1802–1902. СПб., 1902. Т. Х. Ч. I. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. 44. Строганов Сергей Григорьевич (1794–1882), граф, почетный член Петербургской АН (1827). В 1835–47 гг. попечитель Московского учебного округа, с 1856 член Госсовета, в 1859–60 гг. московский генерал-губернатор. Археолог, председатель Московского общества истории и древностей российских (1837–74), основатель Строгановского училища, Археологической комиссии.

42. Клюжев И. Наше военное образование в период 60–80 гг. прошлого столетия // Вестник воспитания. 1916. № 8.

43. Попов Н. Военным гимназиям // Военный сборник. Пг., 1915. № 6. 47. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990.

44. Волгин А.М. Об армии. СПб., 1907.

45. Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны . 1937. № 128–129.

46. Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада). Вильна, 1909.

47. Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). Варшава, 1912.

48. Дружинин К. Воинский дух. Варшава, 1911.

49. Военный энциклопедический словарь. М., 1986.

50. Академия Генерального штаба / под ред. генерала армии В.Г. Куликова. М., 1976.

51. Военный энциклопедический словарь. М., 1986.

52. Военная педагогика: учебное пособие для высших военно-политических училищ. М., 1973 ; Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / под ред. генерала армии И.Н. Шкадова. М., 1976.

53. Ленин В.И. ПСС.

54. Добролюбов Н.А. Избранные философские сочинения. М., 1946.

55. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1958.

56. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М., 1983.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Киселев Г. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКОГО И ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2009;(2):19-36.

For citation: Kiselyov G. THE BASIC PEDAGOGICAL CONCEPTS OF CIVIL AND MILITARY EDUCATION OF THE PERSON IN HISTORICAL PROSPECT. Historical and social-educational ideas. 2009;(2):19-36. (In Russ.)

Просмотров: 199

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)