ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.224-228

Полный текст:


Аннотация

С целью определения характерных особенностей отечественной системы художественно-эстетического воспитания нами были рассмотрены ее основные исторические этапы эволюции. Историко-педагогический анализ данной системы соотносится с исследованием характерных особенностей развития эстетической культуры русского народа и выявлением закономерных связей и взаимного влияния этих двух процессов с древнейших времен до настоящего времени. Так, например, в статье дается анализ характерных особенностей общественного сознания восточных славян в языческую эпоху (ассоциативность, гибкость, многозначность и т.д.). Данные особенности общественного сознания соотносятся с традиционными методами воспитания, основанными на доминировании общественных интересов в данный период. Далее в статье дается анализ кардинальных изменений общественного сознания жителей Древней Руси, произошедших в результате усвоения ими православной культуры: вместо мифологических представлений постепенно формируются основы религиозного мировоззрения. Это приводит к развитию на Руси новых сфер творческой деятельности (каменное строительство, монументальная и станковая живопись, книжное дело, литературное творчество и т.д.). Именно с этого времени можно говорить о зарождении отечественной системы эстетического воспитания (подготовка профессиональных художников, становление первых живописных школ, складывание методической системы обучения живописи). Вместе с тем особенностью мировоззрения наших предков стало сочетание в нем христианских и языческих элементов, что позволяет говорить об уникальности древнерусской культуры. Период возрождения русской культуры в XIV и XV вв. знаменует собой появление новой эстетики, основанной на высочайшей духовности и художественном совершенстве. Начиная с XVI в. в русской культуре набирают силу светские элементы, что в полной мере проявилось в XVII ст., когда окончательно рушится средневековая парадигма общественного сознания. Начиная с XVIII в. культура России разделяется на два потока – «светский», в основе которого лежат европейские духовные ценности, и «древнерусский» (фольклорный). 


Об авторах

Юлия Ивановна МЕЗЕНЦЕВА

Россия

кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ 



Ольга Владимировна АФАНАСЬЕВА

Россия

доцент кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ 



Павел Юрьевич КОВАЛЕНКО

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ 



Михаил Иванович ГОРЛОВ

Россия

старший преподаватель кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ (Московский государственный областной университет), 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, г. Мытищи ,( Московская область) Россия 



Список литературы

1. Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. – М.: Ладомир, 2009. – 633 с.

2. Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность Монография / А.Н.Джуринский. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. – 320 с.

3. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М.: Искусство XXI век, Республика, 2003. – 672 с.

4. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – СПб.: ИСКУССТВО-СПБ", 2009.480 с.

5. Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. – М.: Белый волк, КРАФТ ГУП Облиздат, 1999. – 312 с.

6. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. – М.: Просвещение,1981. –140 с.

7. Сущий С.Я. Атлас российской культуры. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 240 с.

8. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. – Магадан, 2005. – 432 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: МЕЗЕНЦЕВА Ю.И., АФАНАСЬЕВА О.В., КОВАЛЕНКО П.Ю., ГОРЛОВ М.И. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(3):224-228. https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.224-228

For citation: MEZENTSEVA J.I., AFANASYEVA O.V., KOVALENKO P.Y., GORLOV M.I. EVOLUTION OF NATIONAL SYSTEM OF AESTHETIC EDUCATION. Historical and social-educational ideas. 2015;7(3):224-228. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.224-228

Просмотров: 442

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)