ПРИНЦИП СОБЫТИЙНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК УЧАЩИХСЯ КАК ПРОЕКТНЫХ ЕДИНИЦ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ


https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.207-213

Полный текст:


Аннотация

В статье охарактеризованы современные подходы к пониманию принципа событийности в образовании в контексте его индивидуализации. Рассмотрены общефилософские и психологические основания данного принципа с точки зрения учения М.М. Бахтина и концепции В.И. Слободчикова. С этой точки зрения образование проинтерпретировано как процесс взращивания «человеческого в человеке», призванный обеспечить событийность бытия каждого индивида, открыть ему возможности самореализации в поступке и совместного с другими людьми порождения смыслов своего бытия. Раскрыты базовые понятия социокультурной практики как проектной единицы индивидуального образовательного маршрута ученика и образовательного события как специально проектируемого совместного смыслопорождающего действия в интерактивной фазе осуществления социокультурной практики. Рассмотрены культурный и социальный планы деятельности учащихся в процессе освоения социокультурных практик, образованные, с одной стороны, личностными смыслами и ценностями, которые ученик обнаруживает для себя непосредственно в ее предмете и способах его преобразования, и моделирование социальных взаимодействий, представляющих собой для ребенка средство осмысления себя как члена общества и строящего таким путем образ своего будущего социального «Я». Сформулированы основные признаки образовательного события и возможные формы его организации в образовательном процессе школы. Обсуждена и проиллюстрирована возможность использования образовательного события как механизма запуска новых социокультурных практик учащихся при проектировании ими дальнейших шагов своего индивидуального образовательного маршрута.


Об авторах

В. М. ГРЕБЕННИКОВА

Россия

доктор педагогических наук  профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия



В. К. ИГНАТОВИЧ

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия



С. С. ИГНАТОВИЧ

Россия

кандидат педагогических наук, преподаватель Института начального и среднего профессионального образования Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия



Список литературы

1. Sapogova E. E. "Bakhtin's Chronotope": the temptation of penetration. [Hponotop Bahtina: soblazn proniknoveniya]. Culturno-istoricheskaya psihologiya, 2006, no. 1, pp. 91-95. (inRuss.).

2. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: an Introduction to the psychology of subjectivity. [Osnovy psihologicheskoy antropologii. Psihologiya cheloveka: vvedenie v psihologiju subjektivnosti] Moskva: Shkla- Press, 1995. (inRuss.).

3. Serikov V. V. The ideas of educational psychology in theory and practice: personal developing education. [Idei psihologii v obrazovatelnoj teorii i praktike: lichnostno-razvivajuschee obrazovanie]. Psihologiya obrazovaniya v XXI veke: teoriya I praktika. Available at: http://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Sapogova_2.shtml (accessed 4 may 2015). (inRuss.).

4. Kimberg A. N. Loneliness humanists.[Odinochestvo gumanistov]. V poiskah gumanisticheskoj realnosti. Krasnodar: Kuban. state Univ., 2007, p. 87-98. (inRuss.).

5. Krylova N. B. Cultural practices. [kulturnye praktiki]. Novye cennosti obrazovaniya. Antropologicheskij, deyatelnostniji I kulturologicheskij podhody: tezaurus. 2005, no. 5(24). (inRuss.).

6. Krylova N. B. Cultural studies of education. [kulturologiya obrazovaniya]. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2000. (in- Russ.).

7. Krylova N. B. The decree. ed-e, 2005.

8. Cherednichenko N. A. The development of social and cultural experience of contemporary children in private educational institutions on the basis of the model of education in culture. [Razvitiye sociokulturnogo opyta sovremennyh detej v usloviyah negosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya na osnove modeli obrazovaniya v kulture]. Razvitie lichnosti v obrazovatelnyh sistemah: materialy dokladov XXIX psihologo-pedagogicheskih chtenij. Rostov n/D: IPO PI SFU, 2010. Part 1. (inRuss.).

9. Kudryavtsev V. T. Advanced childhood and developmental education: a cultural-historical approach. [Razvitoe detstvo I razvivajuschee obrazovanie: kulturnj-istoricheskij podhod]. Dubna, 1997. (inRuss.).

10. The big explanatory dictionary of Russian language. [Bolshoj tolkobyj slovar russkogo yazyka]. Sankt-Peterburg, Norint . 1998.

11. Alekseeva T. B. Socio-cultural practices in the modern educational process. [Sociokulturnye praktiki v sovremennom obrazovatelnom processe]. Available at: ttp://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/79-conference201304-internet/sotsializatsiya-sub-ektov-obrazovaniya-v-informatsionnom-obshchestve/459-2-31. (accessed 13 may 2015. (inRuss.).

12. Cherednichenko N. And. The decree. Op.

13. Sorokin P. A. Social and cultural dynamics: a study of change in major systems of art. [Sociyalnaya I kulturnaya dinamika: issledovanie izmenenij v bolshyh sistemah iskusstva]. Sankt-Peterburg, 2000. (inRuss.).

14. Sociocultural practices. General provisions. [Sociokulturnye praktiki. Obschie polozheniya]. Available at: http://yandex.ru/search/?text. (accessed 13 may 2015). (inRuss.).

15. 15. Ermakov S. V., Popov A. A. Event as a unit of educational design. [Sobytie kak edinica obrazovatelnogo proektirovaniya]. Available at: http://xn--24-olc6aplz.xn--1ai/uploads/files/Texts/Metodicheskie/Sobytie_kak_edinica.pdf. (accessed 15 may2015). (inRuss.).


Дополнительные файлы

Для цитирования: ГРЕБЕННИКОВА В.М., ИГНАТОВИЧ В.К., ИГНАТОВИЧ С.С. ПРИНЦИП СОБЫТИЙНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК УЧАЩИХСЯ КАК ПРОЕКТНЫХ ЕДИНИЦ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(5/1):207-213. https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.207-213

For citation: GREBENNIKOVA V.M., IGNATOVICH V.K., IGNATOVICH S.S. THE PRINCIPLE OF EVENTFULNESS IN ORGANIZATION OF STUDENTS‟ SOCIOCULTURAL PRACTICES AS PROJECT UNITS OF THEIR INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES. Historical and social-educational ideas. 2015;7(5/1):207-213. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.207-213

Просмотров: 384

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)