ГРАЖДАНСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ


https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.226-228

Полный текст:


Аннотация

В статье раскрывается аксиологический аспект феномена гражданского самочувствия. Выступая как важная характеристика психодуховного здоровья, гражданское самочувствие отражает комплекс мысленастроений человека, сплав психических качеств и моральных установок личности. Выделяя в качестве основания эмоциональную окраску, характеризующую социально-психологическую сущность самочувствия, предлагаем различать здоровое и нездоровое гражданское самочувствие. В данном контексте здоровое гражданское самочувствие характеризуется жизненной активностью, установкой на патриотичность, альтруизм и толерантность. Выделяют следующие жизненные стратегии личности, которые формируются на основе здорового гражданского самочувствия: стремление к филантропии, благотворительности и меценатству, к правозащитной деятельности, к роли активиста-общественника, военного и др. Нездоровое гражданское самочувствие характеризует широкий спектр проявлений: от гражданской пассивности и личного эгоцентризма до гражданской интолерантности. Сегодня с сожалением приходится констатировать, что с младшего школьного возраста происходит ослабление психологических механизмов, призванных обеспечивать гражданское здоровье и социальную активность растущей личности. У детей все чаще диагностируются признаки зависимого поведения, повышенная замкнутость и агрессивность, высокий уровень тревожности. В статье сделана попытка теоретического осмысления проблемы оптимизации взаимоотношений с детьми в направлении психодуховного здоровьесозидания. В условиях, когда на школу возложена сложная миссия подготовки личности к жизни в системе развивающихся гражданских институтов, особый смысл приобретает взаимодействие семьи и системы образования в процессе смены моделей педагогического взаимодействия. 


Об авторе

М. Б. ЗЕМШ

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Московский государственный областной гуманитарный институт (МГОГИ), Москва, Россия



Список литературы

1. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: an Introduction to the psychology of subjectivity. Textbook for high schools. [Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti. Uchebnoe posobie dlja vuzov]. Moscow: Moscow School Press, 1995. 382 p.

2. Shuvalov A.V. Mental health and the Christian spiritual tradition. [Psihologicheskoe zdorov'e i hristianskaja duhovnaja tradicija]. Cristianskoye chteniye. 2012. No. 1. P. 201-226.

3. About approval and introduction in action of the Federal state educational standard of primary General education. Order No. 15785, dated 22.12.2009. Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_09/m373.html (accessed: 29.06.2013.)


Дополнительные файлы

Для цитирования: ЗЕМШ М.Б. ГРАЖДАНСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(5/1):226-228. https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.226-228

For citation: ZEMSH M.B. CIVIL HEALTH IN THE CONTEXT OF PSYCHO-SPIRITUAL HEALTH OF THE GROWING PERSONALITY. Historical and social-educational ideas. 2015;7(5/1):226-228. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.226-228

Просмотров: 383

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)