ЭВОЛЮЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ: ПЕРЕХОД ОТ «КОНСТРУКЦИИ» К «ДЕСКРИПЦИИ»


https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.269-273

Полный текст:


Аннотация

На рубеже XIX–XX вв. два наиболее значительных направления трансцендентальной философии – неокантианство и феноменология – сформулировали внешне близкие друг другу проекты философии, основывавшиеся на диаметрально противоположных основаниях. Если неокантианство искало область компетенции философии в построении универсальной системы знания, условно называемой теорией познания, то феноменология пошла дальше: она сформировала новый язык и новый предметный универсум, в рамках которого любое секулярное научное знание получало свое новое место и значение. Новый язык, предлагаемый Гуссерлем в «Идеях» и «Картезианских размышлениях», содержит термины и категории, не имеющие аналогов в неокантианстве и любой иной современной ему философии («интенциональность», «ноэма», «ноэзис», др.). Понятия «реальности», «вещи» и «смысла» в феноменологии приобретают радикально новое значение, отличное от неокантианского. Однако обе философские системы объединяет стремление сохранить философию как автономное и универсальное знание, покоящееся на трансцендентальных основаниях. Осуществлялось же данное намерение посредством различных установок: конструктивистской в неокантианстве и дескриптивной в феноменологии, суть которых мы рассмотрим в данной статье.


Об авторе

А. С. ПЕРЦЕВ

Россия

аспирантская школа по философским наукам, НИУ-ВШЭ, Липецк, Россия



Список литературы

1. Husserl E. Ideas for a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy. [Idei k chistoi fenomenologii I fenomenologicheskoi redukcii]. Moskva: Akademicheskii proekt , 2009. 489 p.

2. Husserl E. The Chosen philosophical correspondence [Izbrannaya filosofskaya perepiska]. T. 1. Moskva. Filosofiya – Germenevtika, 2004. 310 p.

3. Husserl E. Philosophy as a rigorous science. [Filosofiya kak strogaya nauka]. Mn.: Harvest, Moskva: ACT, 2000. (Klassicheskaya filosofskaya mysl). 752p.

4. Cohen G. Theory of experience Kant. [Teoriya opyta Kanta]. Moskva: Akademicheskii proekt, 2012. 618 p.

5. Natorp P. Philosophical propaedeutics. Selected works [Filosofskaya propedevtika. Izbrannye raboty]. Moskva.: Territoriya buduschego, 2006. 384 p. p. 55 - 118.

6. Poma A. The critical philosophy of Hermann Cohen [Kriticheskaya filosofiya Germana Cohena]. Moskva: Akademicheskii proekt, 2012. 319p.

7. Popper K. Immanuel Kant is a philosopher of Education // All men are philosophers. [Immanuil Kant – filosof Prosvescheniya. Vse lyudi – filosofy]. Moskva.: LKI, 2009. 104 p

8. Holzhey H.: Cohen und Natorp, Bd. 2: Der Marburger Neukantianismus in Quellen. – Basel/Stuttgart : Schwabe & Co, 1986, S. 41-79 (S. 536).

9. Köhnke K.K. The rise of neo-Kantianism: German academic philosophy between idealism and positivism. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

10. Seifert J. Back to ―Things in Themselves‖. NY and London: ROUTLEDGE & KEGAN PAUL, 1987, P. 426.

11. Wuchterl K. Bausteine zu einer Geschichte der Philosophie des 20. Jahrhunderts. Bern / Stuttgart / Wien: Haupt, 1995. S. 96-111.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ПЕРЦЕВ А.С. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ: ПЕРЕХОД ОТ «КОНСТРУКЦИИ» К «ДЕСКРИПЦИИ». Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(5/1):269-273. https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.269-273

For citation: PERTSEV A.S. EVOLUTION OF TRANSCENDENTAL PHILOSOPHY IN PHENOMENOLOGY: TRANSITION FROM «CONSTRUCTION» TO «DESCRIPTION». Historical and social-educational ideas. 2015;7(5/1):269-273. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.269-273

Просмотров: 363

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)