ДУХОВНОСТЬ И ДУШЕВНОСТЬ КАК БАЗОВЫЕ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ


https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.278-283

Полный текст:


Аннотация

В статье представлен философско-педагогический и психологический анализ категорий «дух», «душа» и «тело», различные взгляды на понятия «духовность», «душевность» и «телесность». «Дух» и «духовность» рассматриваются с позиции единства трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), выделяя три сферы духовной деятельности – познание, искусство, нравственность. «Душа» и «душевность» связаны с внутренним, психическим миром человека, его сознанием, с началом, обусловливающим жизнь организма и способности ощущения, сознания, чувства и воли. «Тело» и «телесность» – с организмом человека и проявлениями его во внешних, физических формах. Духовность обусловливает содержание жизни человека. Она далеко не исчерпывается удовлетворением одних только потребностей тела и души. Идея приоритета духовности в развитии человека представлена в античной, немецкой классической и русской религиозной философии. Рассмотрен процесс формирования духовной составляющей здоровья и воспитанности человека. Представлены формы духовности и направления духовных знаний. Понимание духовности рассматривается в объединении духовно-нравственной деятельности и духовно-нравственной личности как цель воспитания. Исторически и гносеологически понятие д уховнос тип риобретает д ва основных смысл а: рел игиозный и све тск ий . Оба толкования имеют место в жизни современного общества, оба несут на себе печать истории и традиции, вбирая и библейск ую м удрость, и высокий житейский смысл бытия. Духовность есть фундаментальное свойство личности, объединяющее в себе духовные потребности и способности человека реализовать себя в творчестве, а также в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность наряду с нравственностью и моралью является фундаментальным понятием в процессе воспитания учащихся, которое способствует формированию их целостного мировоззрения, отражаясь во всей будущей жизнедеятельности воспитанника.


Об авторах

Ю. Н. СИНИЦЫН

Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия



А. Г. ХЕНТОНЕН

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия



Список литературы

1. Alexandrova V.G. Spiritual customs of humanistic pedagogics [Dukhovnaya traditsiya gumannoy pedagogiki] Monograph. Moscow, MCTTU, 2002 (in Russ.).

2. Mukhina V.S. Children's psychology [Detskaya psikhologiya] Textbook Moscow, Prosvescheniye, 1985 (in Russ.).

3. Hegel G. Op. Religion philosophy [Filosofiya religii] In 2 T. Moscow, Smysl, 1977 (in Russ.).

4. Berdyaev N.A. Spirit and reality, philosophy of the free spirit [Dukh i real'nost']. Moskva, Respublika, 1994 (in Russ.).

5. Gladchenkova N.N. Cultural information space of educational institution as environment of formation of moral experience of the personalit [Kul'turno-informatsionnoe prostranstvo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak sreda stanovleniya nravstvennogo opyta lichnosti] Thesis… of Candidate of Pedagogics. Rostov-on-Don, 2001 (in Russ.).

6. Jeong K.G. Analytical psychology [Analiticheskaya psikhologiya] Sankt-Peterburg, Centaur, Palantir, 1994 (in Russ.).

7. Sinitsyn Y.N., Hentonen A.G. Methodological regulators of development of pedagogical activity of the modern teacher [Metodologicheskie regulyativy razrabotki pedagogicheskoy deyatel'nosti sovremennogo uchitelya]. Actual problems of humanitarian and natural sciences, 2013, no. 12-2 (in Russ.).

8. Sinitsyn YN. Pedagogical ensuring health as determinant of formation and development of vital activity signs of the school student [Pedagogicheskoe obespechenie zdorov'ya kak determinanta formirovaniya i razvitiya zhiznedeyatel'nostnykh funktsiy shkol'nika]. Physical culture, sport - science and practice, 2011, no. 4 (in Russ.).

9. Kolpakova A.G. Spiritual and moral education of younger school students in the conditions of rural educational space [Dukhovno-nravstvennoe vospitanie mladshikh shkol'nikov v usloviyakh sel'skogo obrazovatel'nogo prostranstva]. Thesis… of Candidate of Pedagogics. Yakutsk, 2004 (in Russ.).

10. Hentonen A.G. Concept and essence of formation of readiness of the teacher of technology and business to development of moral consciousness in school students [Ponyatie i sushchnost' formirovaniya gotovnosti uchitelya tekhnologii i predprinimatel'stva k razvitiyu nravstvennogo soznaniya u shkol'nikov]. Proceedings of South Federal University. Pedagogical sciences, 2010, no.11 (in Russ.).

11. Kochetov A.I. Theory of formation of the personality [Teoriya formirovaniya lichnosti]. In 2 p. Minsk, NIE, 1997 (in Russ.).

12. Leontyev D.A. Psikhologiya of sense: nature, structure and dynamics of semantic reality [Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti]. Moscow, Smysl, 2003 (in Russ.).

13. Parkhomenko N.A. Spiritual and moral education of school students on traditions of national culture [Dukhovnonravstvennoe vospitanie shkol'nikov na traditsiyakh narodnoy kul'tury]. Thesis… of Candidate of Pedagogics. Kursk, 2002 (in Russ.).

14. Tribushnaya G.A. Spiritual development of future elementary school teacher by means of the Kuban musical folklore [Dukhovnoe razvitie budushchego uchitelya nachal'nykh klassov sredstvami kubanskogo muzykal'nogo fol'klo]. Thesis… of Candidate of Pedagogics. Maykop, 2007 (in Russ.).

15. Egorova Y.R. Dukhovnost as social and philosophical problem [Dukhovnost' kak sotsial'no-filosofskaya problema]. Thesis… of Candidate of Philosophy, Ufa, 2001 (in Russ.).

16. Hessen S.I. Fundamentals of pedagogics. Introduction to applied philosophy [Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu]. Moscow, Schola-Press, 1995 (in Russ.).

17. Andreyev V.I. Pedagogik [Pedagogika]. Textbook. Kazan, Center of innovative technologies, 2000 (in Russ.).

18. Ojegov S.I., Shvedova N.Y. Explanatory dictionary of Russian [Tolkovyy slovar' russkogo yazyka]. Dictionary. Moskva, Azbukovnik, 1999 (in Russ.).

19. Zinchenko V.P. Alexey Alekseevich Ukhtomsky and psychology (to the 125 anniversary since birth) [Aleksey Alekseevich Ukhtomskiy i psikhologiya]. Psychology questions, 2000, no.4 (in Russ.).

20. Zinchenko V.P., Gorbov S.F., Gordeeva N.D. Humps. Psychological fundamentals of pedagogics [Psikhologicheskie osnovy pedagogiki]. Education Guidance. Moscow, Gardariki, 2002 (in Russ.).

21. Petrovsky A.V. Popular conversations on psychology [Populyarnye besedy po psikhologii] Textbook. Moscow, Pedagogica, 1977 (in Russ.).


Дополнительные файлы

Для цитирования: СИНИЦЫН Ю.Н., ХЕНТОНЕН А.Г. ДУХОВНОСТЬ И ДУШЕВНОСТЬ КАК БАЗОВЫЕ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(5/1):278-283. https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.278-283

For citation: SINITSYN Y.N., HENTONEN A.G. SPIRITUALITY AND SINCERITY AS BASIC "EXISTENTIALS" OF HUMAN EXISTENCE: THE PEDAGOGICAL CONTEXT. Historical and social-educational ideas. 2015;7(5/1):278-283. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.278-283

Просмотров: 421

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)