МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-163-168

Полный текст:


Аннотация

В  статье  поднимается  проблема  инклюзивного  обр азования в вузах России, понимаемого как стратегия поддержки и удовлетворения потребностей гетероге нных групп обучающихся и обучающих. Для реализации задач инклюзии как ресурса развития всех и каждого необходимо формирование инклюзивной культуры вуза.  Авторы  дают определение  понятия  «инклюзивная  культура  вуза»,  описывают ее  структуру и  поя сняют ее значение для формирования имиджа униве рситета. В статье приводится описание методики определения наличия и уровня сформированности инкл юзивной культуры вуза, включающей два содержател ьных блока: построение «инклюзивного сообщества» и установление «инклюзивных ценностей», указываются показатели (индикаторы) для каждого из них. Авторы описывают ход апробации методики на базе Вологодского  государственного  университета,  проводят  анализ ее результатов, делают выводы о возможности применения разработанного инструментария не только для определения уровня сформированности инклюзивной культуры вуза, но и для выявления «сильных» и «слабых» мест в ней, что позволяет администрации вуза планировать мероприятия по их развитию и/или коррекции.


Об авторах

Е. Л. Тихомирова
Вологодский государственный университет
Россия

Тихомирова Екатерина Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальной работы, педагогики и психологии.

Вологда



Е. В. Шадрова
Вологодский государственный университет
Россия

Шадрова Екатерина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка.

Вологда



Список литературы

1. Прохоров А.В. Корпоративная культура как основа имиджа университета// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 4. – С. 50-56.

2. Гузакова О.Л., Фурсик С.Н., Миткевич И.А. Проблемы управления рисками в деятельности вуза: монография/ под ред. О.Л. Гузаковой. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 76 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.

4. Лукова М.С. Стереотипы профессиональной педагогической деятельности// Человеческий капитал. – 2016. – № 3 (87). – С.74-75.

5. Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Исследование инклюзивной культуры вуза как гетерогенной организации// Стратегии формирования инклюзивной среды: сборник научных трудов по материалам международной науч.-практ. конф. «Вуз как гетерогенная организация: стратегии формирования инклюзивной среды» (Великий Новгород, Санкт-Петербург, 17-19 мая 2016 г.). – СПб.: СПб АППО, 2016. – С. 64-69.

6. Booth T., Ainscow M. Index for Inclusion: developing learning and participation in schools. CSIE, 2002. 100 p.

7. Шадрова Е.В., Тихомирова Е.Л. Исследование инклюзивной культуры вуза: анкета для сотрудников. – URL: https://goo.gl/TQ2WnQ.

8. Шадрова Е.В., Тихомирова Е.Л. Исследование инклюзивной культуры вуза: анкета для студентов. – URL: https://goo.gl/3mXtHB.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016;8(5/3):163-168. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-163-168

For citation: Tikhomirova E.L., Shadrova E.V. RESEARCH INSTRUMENTS TO EVALUATE THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE CULTURE AT UNIVERSITIES. Historical and social-educational ideas. 2016;8(5/3):163-168. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-163-168

Просмотров: 89

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)