Искусство в педагогике «свободного воспитания» России конца XIX – начала ХХ века


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-

Аннотация

Аннотация. В данной статье, в рамках поиска путей развития современного российского образования, ориентированного на общечеловеческие ценности и свободное развитие индивидуальности каждого ребенка, рассматриваются взгляды представителей педагогики «свободного воспитания» рубежа XIX – начала ХХ веков на поиск путей развития и радикального обновления существующей школы. В исследовании сделана попытка анализа новых подходов к педагогической теории и практике, основанных на отказе от единообразия в обучении и воспитании, поисках возможности создания условий для естественного и свободного развития личности. Важное место в работе занимает осмысление идей педагогов о признании ребенка центром всей воспитательной системы, невозможности любого насилия и вмешательства в естественный процесс развития со стороны взрослых.

В статье анализируются идеи педагогов о воспитании свободной, творческой, самоопределяющейся личности, значении самовыражения индивидуальности ребенка, гармоничном развитии всех сторон человеческой природы, затрагивается вопрос о необходимости приобщения ребенка к современной культуре, а также о ведущей роли искусства в этом процессе. В работе приводятся убеждения педагогов о важности искусства, в том числе, музыкального, в развитии каждого ребенка. Существенное внимание в статье уделено описанию предложений мыслителей о значимости организации накопления детьми личного опыта общения с искусством, деятельности детей по восприятию музыкальных произведений, пения и игры на музыкальных инструментах в целях содействия свободному гармоничному развитию, раскрытию творческих способностей, проявлению самодеятельности, удовлетворении свободных запросов детей.


Об авторе

Нина Павловна Рихтер
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 (г. Красногорск)
Россия


Список литературы

1. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Корнетов Г.Б.-М.: ИТП РАО,1994.-289с.

2. Толстой Л.Н. Полн.собр. соч. / Под общ. ред. В.Г. Черткова.Т.17.-М.: Государственное литературное изд-во «Художественная литература»,1936.-М..: “Терра-TERRA”,1992.-811с.

3. Свободное воспитание. 1911-1912. N 1. Форзац.

4. Горбунов-Посадов И. Искание новых путей для детского воспитания и образования // Свободное воспитание. 1907-1908. N 7. Стлб.7-60.

5. Горбунов-Посадов И. Заметка о Московском «Кружке совместного воспитания и образования детей» и «Детском саде М.А. Гуцевич» // Свободное воспитание. 1907-1908. N 6. Стлб.101-112.

6. Эфрусси П. Свобода и воспитание // Воспитание и обучение. 1917. N 3-4. Стлб.67.

7. Гурлитт Л. С нем. Е. Дунаева. О творческом воспитании (Моя жизнь с детьми) // Свободное воспитание.1908-1909. N 6. Стлб.1-14.

8. Ветекамп. Самодеятельность и творчество в воспитании и преподавании (особенно в первом году) / Пер. с нем. В. Кошевич. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып.ХХХ.-М., Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К.,1910.-31с.

9. Горбунов-Посадов И. Предисловие // Ветекамп. Самодеятельность и творчество в воспитании и преподавании (особенно в первом году) / Пер. с нем. В. Кошевич. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып.ХХХ.-М.,1910. С.2.

10. Мысли Эллен Кей о воспитании // Свободное воспитание. 1908-1909. N 6. С.85-90.

11. Китаев И. Мысли народного учителя о школе // Свободное воспитание. 1907-1908. № 4. С.65-78.

12. Гиби А. У порога школы // Свободное воспитание.1916-1917. N 7-8. Стлб.83-92.

13. Крупская Н.К. Воспитывающая школьная община // Свободное воспитание. 1916-1917. N 1. Стлб.3-22.

14. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов К.Н. Вентцеля / Сост. Л.Д. Филоненко.-М.: Профессиональное образование ,1993.-172 с.

15. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.II. Педагогика творческой личности.-М.,1912.- 666 с.

16. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. 1907-1908. N 7. Стлб.61-68.

17. Мурзаев Всеволод. Как я обучаю рисованию //Свободное воспитание. 1908-1909. № 8. С.39-74.

18. Горбунов-Посадов И. Несколько вступительных слов // Свободное воспитание. N 1. 1907-1908. Стлб.1-14

19. Горбунов-Посадов И. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. Учитель и школа в борьбе с народным пьянством.- М.: Типо-литография т-ва И.Ню Кушнерев и К,1912.- 80с.

20. Сергей Николаевич Дурылин [Электронный ресурс] // Проза. URL: http://www.proza.ru/2014/10/04/368 (дата обращения:06.06.2017)

21. Дурылин С. Из книги и жизни. Искусство и ребенок // Свободное воспитание. 1907-1908гг. № 10. Стлб.15-128.

22. Дурылин С. Из книги и жизни. Современная школа и художественное образование // Свободная школа. 1908-1909. С.63-70.

23. Дурылин Из книги и жизни. О детском творчестве // Свободное воспитание. 1908-1909. №7. С.71-86.

24. Попов Е. Мысли об обучении пению // Свободное воспитание. 1910-11. N 5. Стлб.73-77.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рихтер Н.П. Искусство в педагогике «свободного воспитания» России конца XIX – начала ХХ века. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(3/2). https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-

For citation: Rikhter N. The art in pedagogy "liberal education" of Russia of the end of the XIX –the beginning of the XX century. Historical and social-educational ideas. 2017;9(3/2). https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-

Просмотров: 25

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)