МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-98-104

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема - выявления и анализа парадигмальных и ценностных противоречий в университетском сообществе России и влияния данных противоречий на эффективность проводимых реформ в сфере высшего образования. В настоящее время в контексте культурной и экономической глобализации продолжается процесс интеграции России в мировое экономическое и культурное пространство. Стремление России к формированию инновационной экономики, развитию наукоемких технологий, повышению конкурентоспособности страны в мировом экономическом про- странстве детерминирует необходимость масштабных модернизационных преобразований, в том числе и в сфере высшего образования. Реформирование системы высшего образования в России в соответствии с вызовами и императивами изменившейся социальной реальности позволит повысить конкурентоспособность отечественной образования на мировом рынке образовательных услуг и рейтинг конкурентоспособности страны в целом. В данном контексте изучение социокультурных аспектов модернизации высшего образования в современной России, обусловленных наличием противоречий и споров о формах и методах реформирования отечественного образования, различием ценностно-мировоззреческих установок в университетском сообществе представляет особую актуальность для российской социологической науки. Опираясь на вторичный анализ материалов социологических исследований, в статье выделяются и анализируются противоположные позиции в среде профессорско-преподавательского состава и топ-менеджмента высшей школы, выявляются причины критического отношения университетского сообщества к проводимым модернизационным преобразованиям. Выявляются основные факторы, влияющие на восприятие профессорско-преподавательским составом реформ в сфере высшего образования, в том числе связанные с социокультурной неоднородностью субъектов университетского профессионального сообщества, выражающейся полярными представлениями о сути модернизации высшего образования. Определяется влияние реформ высшего образования на эффективность работы профессорско-преподавательского состава, а также взаимозависимость перспектив модернизационных преобразований и восприятия их профессорско-преподавательским составом российских вузов.

Об авторе

А. М. Старыгина
Ростовский социально-экономического институт
Россия

кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента, 

г. Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Вербицкий А.А. Парадоксы реформирования образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. -Т. 8. - № 10.2. - С. 4-7.

2. Гудович И.С., Красова Е.Ю., Черникова Г.В. Особенности восприятия вузовскими педагогами новой модели образования: опыт социологического исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2014.- № 1.- С. 38-43.

3. Климова С.М. Реформа высшего образования: «свои» и «чужие» // Вестник Российской академии наук. - 2015. - Т. 85. - № 1. - С. 57-61.

4. Ключарев Г.А. Реформа российского образования в оценках экспертов и мнениях родителей // Социологический журнал. - 2014. - № 3. - С. 70-85.

5. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 22-30.

6. Вербицкий А.А. Преподаватель вуза в контексте реформы образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - № 5-2. - T. 9. - С. 4-11.

7. Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2016. - № 2. - С. 74-91.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Старыгина А.М. МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(3/1):98-104. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-98-104

For citation: Starygina A.M. MODERNIZATION TRANSFORMATIONS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN THE PERCEPTION OF THE TEACHING STAFF OF UNIVERSITIES. Historical and social-educational ideas. 2017;9(3/1):98-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-98-104

Просмотров: 87

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)