ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЦИО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-127-131

Полный текст:


Аннотация

Описаны структурные варианты профессиональной субъектности. Основанием для осуществления дифференциации подходов к выявлению сущности профессиональной субъектности выступают определенные ее компоненты - мотивационный, операционный и рефлексивный, ценностно-смысловой и креативно-действенный. Представлены критерии профессиональной субъектности личности. Состав параметров развитости профессиональной субъектности включает в себя: гносеологический, праксеологический, аксеологический компоненты. Совокупность данных критериев означает степень зрелости профессионала, проявленную на субъектном уровне. Раскрыт механизм интеграции профессиональной культуры личности как атрибута общей культуры человека. Интеграция личностной и профессиональной культуры обеспечивается посредством установления оптимального сочетания между общим показателем развития культуры личности (универсальная творческая активность) и показателем профессионализма (уровень владения специализированным содержанием системы знаний). Описано содержание профессионально-педагогической культуры специалиста в сфере образования, которое обеспечивает формирование мировоззренческих, знаниевых, процессуальных оснований проявления личности как субъекта профессиональной деятельности.

Об авторе

И. Н. Алексеенко
Донской педагогический колледж
Россия

кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-производственной работе, 

г. Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 24-27.

2. Наливайко А.В., Панарин В.И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. - 2009. - № 2. - С. 27.

3. Остроушко М.Г. Субъектность как основа комплекса профессионально важных качеств / [Электронный ресурс] - http://www.sworld.com.ua/index.php/uk/pedagogy-psychology-andsociology-311/social-law-and-special-ed

4. Яблокова Н.И. Социальный субъект: генезис, сущность, факторы становления и развития. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2000. - С. 28-31.

5. Чернышов А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2(4). - С. 112-117.

6. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - М.: МПСИ - Воронеж МОД

7. ЭК. - 2006. - 424 с.

8. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 411 с.

9. Сацук А.В. Основные характеристики субъектности как проявление функционирования самосознания личности // Вестник Бурятского университета. Сер. 3. - 2011. - № 2. - C. 195-204.

10. Круглов Д.С., Лысиков В.В. Формирование профессионального руководителя в условиях инновационной деятельности. - Саратов, 1997. - С. 12.

11. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995. - С. 9-10.

12. Васильева Е.Н., Герасимов Г.И., Куницына Е.В. Профессионально-педагогическая культура: проблемы становления в условиях парадигмального перехода. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. университета, 2004. - С. 48-52.

13. Мазова С.В. Становление субъектности будущих педагогов в образовательном пространстве "колледж-вуз" / Автореф. - Оренбург, 2011. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике / [Электронный ресурс] - http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stanovlenie-subektnosti-buduschih-pedagogov-v-obrazovatelnom-prostranstvekolledzh-vuz#ixzz4hGuN7LOA

14. Миронов Г.А. Формирование профессиональной субъектности будущих психологов / Автореф. - М., 2010.

15. Васильева Е.Н. Социально-культурный потенциал дополнительного образования в становлении профессиональной культуры педагога / Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Ростов-на-Дону, 2004. - 153 c. РГБ ОД, 61:04-22/594.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Алексеенко И.Н. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЦИО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(3/1):127-131. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-127-131

For citation: Alekseenko I.N. DETERMINATION OF ESSENCE OF PROFESSIONAL SUBJECTIVITY IN SOCIOPHILOSOPHICAL DISCOURSE. Historical and social-educational ideas. 2017;9(3/1):127-131. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-127-131

Просмотров: 75

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)