ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-132-138

Полный текст:


Аннотация

С позиции синергетического подхода в статье предпринята попытка рефлексии механизмов модернизации экологического образования, изучающего все формы движения материи и различные уровни ее организации. Авторы рассматривают экологическое образование через внутреннюю структуру педагогической теории и практики; через взаимосвязь, отношения с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах; через функции социальных институтов, формирующих человеческий опыт. Существенная роль в успешной реализации основных стратегий педагогической экологии принадлежит педагогу как архитектору трансмедийных продуктов, имеющему репутационный капитал, высокую личную эффективность, тиражирующему лучшие образовательные практики, и среде, обладающей свойствами адаптации, самоорганизации, имеющей консолидирующий эффект. Педагогическая экология обращается к дидактической валентности образования, диверсификация и модернизация которого проявляется в индивидуализации образования (форма, скорость, модель обучения); в формировании у субъекта образования когнитивных навыков; в практико-ориентированном характере образования; в непрерывности образовательного процесса в течение всей жизни. Стратегический аудит основных идей педагогической экологии, базирующихся на методологических принципах, дидактических методах, образовательных моделях, разрабатываемых современной педагогической наукой и практикой, позволит выявить основные стратегии развития экологического образования благодаря использованию механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, как поиск нового понятийного аппарата, отвечающего современным экологическому, экзистенциальному, антропологическому дискурсам педагогической науки, представляющей гетерогенный контент, нуждающийся в ревизии категориального аппарата, чьи дефиниции в результате эволюции и социокультурных изменений либо не совпадают, либо имеют специфический смысл, обусловленный семантической окраской концепта.


Об авторах

Л. В. Быкасова
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
Россия

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики, 

г. Таганрог



В. В. Подберезный
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания, 

г. Таганрог



О. А. Беляева
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
Россия

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры естествознания, 

г. Таганрог



Список литературы

1. Андреева К.В., Быкасова Л.В. Средоориентированное обучение в современном вузе / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www/science-education.ru/113-11421.html, свободный.

2. Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. - М.: Белые Альвы, 2002. - 320 с.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000. - 351 с.

4. Быкасова Л.В. Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец. - 2016. - № 2 (71). - С. 96-99.

5. Быкасова Л.В., Самойлов А.Н. Акметектоника как моделируемый эталон субъекта образовательной деятельности // Наука и современность. - 2017. - № 1 (11). - С 63-69. DOI: 10.17117/ns.2017.01.063 [Электронный ресурс] - http://ucom.ru/doc/ns.2017.01.pdf

6. Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А. Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. - № 1. - Часть 1. - С. 121-125. Doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125.

7. Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А.Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 130-135. Doi: 10.23859/1994-0637-2017-2-77-19.

8. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

9. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

10. Философия философии. Тексты философии: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академический Проект. Фонд «Мир», 2012. - С. 37-116.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Беляева О.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(3/1):132-138. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-132-138

For citation: Bykasova L.V., Podberezny V.V., Belyaeva O.A. PEDAGOGICAL ECOLOGY: KEY DEVELOPMENT STRATEGIES. Historical and social-educational ideas. 2017;9(3/1):132-138. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-132-138

Просмотров: 72

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)