МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-179-184

Полный текст:


Аннотация

Исторически музей применялся в качестве образовательного ресурса начиная с Античности. Современная система высшего образования, находящаяся в поиске активных методов обучения для преодоления кризиса образования, может обратиться к многовековому опыту образовательной среды музеев, в особенности рассмотреть достижения XVIII века, ознаменованного вхождением и укоренением публичной образовательной деятельности музеев в общественной жизни, и дальнейшему развитию музейной педагогики. В данной статье проанализированы этапы развития образовательной среды музеев от эпохи Просвещения до наших дней в целях обоснования возможности и целесообразности включения потенциала культурно-образовательного пространства музея в педагогический процесс системы высшего образования в качестве дополнительного ресурса. Культурно-образовательное пространство музея обладает педагогической сущностью, способной оказать воздействие на формирование культурного и профессионального потенциала студента. Автором статьи проанализировано историческое исследование музея в мировой культуре Т.Ю. Юреневой [7] на основе компонентов образовательной среды, выявленных В.А. Ясвиным [9, c. 6]. Получены данные о наличии компонентов образовательной среды на каждом из этапов развития музея, что демонстрирует высокую педагогическую сущность музея и актуальность применения музея как одного из дополнительных ресурсов системы высшего образования в современном мире.

Об авторе

О. В. Ченцова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

аспирант, факультет педагогического образования,

г. Москва



Список литературы

1. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. Сборник статей / Под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - 446 с.

2. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л.Г. Оршанского. - СПб., 1914.

3. Мастеница Е.Н. Социальные функции музея в глобальном мире // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Т. 210, 2015. - C. 229-236.

4. Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая пол. Х1Х - нач. ХХ в.) // Музей и власть. - Ч. II. - М., 1991. - Сб. науч. тр. / НИИ культуры.

5. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. - Ижевск: Научная книга, 2007. - 131 с.

6. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения / Общ. ред. А.В. Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 575-606.

7. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: Русское слово-РС, 2003. - 535 с.

8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. - М.: 2001. - 153 с.

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ченцова О.В. МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(3/1):179-184. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-179-184

For citation: Chentsova O.V. MUSEUM AS AN EDUCATIONAL RESOURCE: AN ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE FROM THE ENLIGHTENMENT TO THE CONTEMPORARY ERA. Historical and social-educational ideas. 2017;9(3/1):179-184. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-179-184

Просмотров: 179

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)