СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196

Полный текст:


Аннотация

Синергетической подход к обучению акцентирует ряд новых аспектов, связанных с реализацией основных принципов синергетики: принципа открытости процесса обучения, его нелинейности (инвариантности) и неустойчивости (динамичности). Представление об открытости учебного процесса ориентирует педагога на построение методов совместной деятельности, а не акцентирование индивидуального процесса учения. Во-вторых, представление о неустойчивости учебного процесса ориентирует преподавателя на малое «резонансное», стимулирующее воздействие. С точки зрения синергетики обучение, прежде всего, заключается в стимулирующем воздействии, побуждающем обучаемого к открытию себя для сотрудничества с другими людьми и самим собой. С синергетической точки зрения обучение рассматривается как процесс самоорганизации личности, обусловливающий стабильное состояние нового уровня (качественно отличного от предыдущего). Другими словами, акцентируется внимание к глубоким изменениям личности, происходящим в процессе обучения, то есть к процессу формирования новообразований. Синергетический подход ориентирует студентов на самообучение через овладение «универсальным» методом познания, который обеспечивает знание общих закономерностей самоорганизации. Также уделяется внимание активизации наглядно-образного, эмпирического восприятия мира как источника интуитивного познания, обогащающего творческое начало человека. Принципы си- нергетики обосновывают использование потенциала интерактивных методов, активизирующих процессы социального взаимодействия в коллективе обучающихся и способствующих переходу к самообучению.

Об авторах

В. А. Швецова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и клинической психологии, 

г. Белгород



Е. П. Пчелкина
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей и клинической психологии, 

г. Белгород



Список литературы

1. Панова О.И. Педагогическая антропология П.Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2008.

2. Поддубный Н.В. Психология и синергетика: методологический аспект. - Белгород: Поллитерра, 2003. - 152 с.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М: КомКнига, 2011. - С. 272.

4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Психология, 2003. - 192 с.

5. Халанская В.А. Самоорганизация личности студента в процессе обучения с помощью активных методов. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 186 с.

6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС,2004. - 84 с.

7. Аршинов В.И., Лайтман М., Свирский Я.И. Сфирот. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 248.

8. Халанская В.А. Процесс самоорганизации личности студентов при изучении психологии с помощью активных методов обучения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курск: Изд-во КГУ, 2006. - 24 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Швецова В.А., Пчелкина Е.П. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(3/1):192-196. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196

For citation: Shvetsova V.A., Pchelkina E.P. SYNERGETIC APPROACH TO TRAINING STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION. Historical and social-educational ideas. 2017;9(3/1):192-196. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196

Просмотров: 104

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)