ИСКУССТВО В ПЕДАГОГИКЕ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ» РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-175-184

Полный текст:


Аннотация

В данной статье, в рамках поиска путей развития современного российского образования, ориентированного на общечеловеческие ценности и свободное развитие индивидуальности каждого ребенка, рассматриваются взгляды представителей педагогики «свободного воспитания» рубежа XIX-ХХ веков на поиск путей развития и радикального обновления существующей школы. В исследовании сделана попытка анализа новых подходов к педагогической теории и практике, основанных на отказе от единообразия в обучении и воспитании, поисках возможности создания условий для естественного и свободного развития личности. Важное место в работе занимает осмысление идей педагогов о признании ребенка центром всей воспитательной системы, невозможности любого насилия и вмешательства в естественный процесс развития со стороны взрослых.

В статье анализируются идеи педагогов о воспитании свободной, творческой, самоопределяющейся личности, значении самовыражения индивидуальности ребенка, гармоничном развитии всех сторон человеческой природы, затрагивается вопрос о необходимости приобщения ребенка к современной культуре, а также о ведущей роли искусства в этом процессе. В работе приводятся убеждения педагогов о важности искусства, в том числе музыкального, в развитии каждого ребенка. Существенное внимание в статье уделено описанию предложений мыслителей о значимости организации накопления детьми личного опыта общения с искусством, деятельности детей по восприятию музыкальных произведений, пения и игры на музыкальных инструментах в целях содействия свободному гармоничному развитию, раскрытию творческих способностей, проявлению самодеятельности, удовлетворению свободных запросов детей. 


Об авторе

Н. П. Рихтер
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
Россия
г. Красногорск


Список литературы

1. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Корнетов Г.Б. - М.: ИТП РАО, 1994. - 289 с.

2. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. / Под общ. ред. В.Г. Черткова. Т.17. - М.: Художественная литература, 1936. - М.: Терра-TERRA, 1992. - 811с.

3. Свободное воспитание. - 1911-1912. - № 1. - Форзац.

4. Горбунов-Посадов И. Искание новых путей для детского воспитания и образования // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 7. - Стлб. 7-60.

5. Горбунов-Посадов И. Заметка о Московском «Кружке совместного воспитания и образования детей» и «Детском саде М.А. Гуцевич» // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 6. - Стлб. 101-112.

6. Эфрусси П. Свобода и воспитание // Воспитание и обучение. - 1917. - № 3-4. - Стлб. 67.

7. Гурлитт Л. С нем. Е. Дунаева. О творческом воспитании (Моя жизнь с детьми) // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 6. - Стлб. 1-14.

8. Ветекамп. Самодеятельность и творчество в воспитании и преподавании (особенно в первом году) / Пер. с нем. В. Кошевич. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. ХХХ. - М.: Типоитография т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1910. - 31 с.

9. Горбунов-Посадов И. Предисловие // Ветекамп. Самодеятельность и творчество в воспитании и преподавании (особенно в первом году) / Пер. с нем. В. Кошевич. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. ХХХ. - М.,1910. - С. 2.

10. Мысли Эллен Кей о воспитании // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 6. - С. 85-90.

11. Китаев И. Мысли народного учителя о школе // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 4. - С. 65-78.

12. Гиби А. У порога школы // Свободное воспитание. - 1916-1917. - № 7-8. - Стлб. 83-92.

13. Крупская Н.К. Воспитывающая школьная община // Свободное воспитание. - 1916-1917. - № 1. - Стлб. 3-22.

14. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов К.Н. Вентцеля / Сост. Л.Д. Филоненко. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 172 с.

15. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.II. Педагогика творческой личности. - М., 1912. - 666 с.

16. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 7. - Стлб. 61-68.

17. Мурзаев Всеволод. Как я обучаю рисованию // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 8. - С. 39-74.

18. Горбунов-Посадов И. Несколько вступительных слов // Свободное ние. - 1907-1908. - № 1. - Стлб. 1-14.

19. Горбунов-Посадов И. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. Учитель и школа в борьбе с народным пьянством. - М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1912. - 80 с.

20. Сергей Николаевич Дурылин / [Электронный ресурс] // Проза. URL: http://www.proza.ru/2014/10/04/368 (дата обращения: 06.06.2017).

21. Дурылин С. Из книги и жизни. Искусство и ребенок // Свободное ние. - 1907-1908. - № 10. - Стлб. 15-128.

22. Дурылин С. Из книги и жизни. Современная школа и художественное образование // Свободная школа. - 1908-1909. - С. 63-70.

23. Дурылин Из книги и жизни. О детском творчестве // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 7. - С. 71-86.

24. Попов Е. Мысли об обучении пению // Свободное воспитание. - 1910-11. - № 5. - Стлб. 73-77.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рихтер Н.П. ИСКУССТВО В ПЕДАГОГИКЕ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ» РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(3/2):175-184. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-175-184

For citation: Rikhter N.P. ART IN THE PEDAGOGY OF "LIBERAL EDUCATION" OF RUSSIA AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY. Historical and social-educational ideas. 2017;9(3/2):175-184. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-175-184

Просмотров: 71

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)