СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-218-223

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования моделей воспитания в странах евразийского образовательного пространства. Анализ развития систем образования и воспитания у разных народов свидетельствует о многих как общих, так и отличных факторах в разных сферах человеческого бытия: культуре, быте, морали, духовности. Первые из них были актуализированы в эпоху СССР. Но с дроблением советского пространства произошло и формирование отдельных воспитательных моделей, тяготеющих к национальным истокам. Значительная часть элиты новообразованных государств загорелась идеей возродить национальные традиции в воспитании, в то же время почти полностью отрицая достижения других культур. Поэтому во всех государствах постсоветского пространства на официальном уровне были утверждены концепции национального образования. В итоге сформировалось несколько приоритетных моделей воспитания, среди которых выделяются прибалтийская (Латвия, Литва, Эстония), украинско-среднеазиатская (Украина, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) и белорусско-казахская (в которую входит Кыргызстан). Первая направлена на полный отказ от русского языка и отстранение от евразийского культурного пространства. Вторая, имея схожие с прибалтийской тенденции (отказ от русской культуры), еще сохраняет поликультурность в педагогической системе. Третья же, белорусско-казахстанская модель, наиболее близка с российской. Ориентация стран СНГ на сугубо национальные компоненты (прежде всего язык) с одновременным отрицанием поликультурных стала причиной резкого торможения интеграции образовательных систем.

Об авторе

Д. В. Лепешев
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова Академия педагогических наук Казахстана
Казахстан

кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент

г. Кокшетау



Список литературы

1. Вашурина E.B., Дрантусова Н.В., Евдокимова Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический зор. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2006. - C. 136.

2. Безрогов В.Г., Богуславский М.В., Кошелев О.Е. Россия и ее соседи в учебниках постсоветских государств // История: Приложение к газете «Первое сентября». - 1997. - № 26. - С. 17-21.

3. Бондырева С.К. Развитие психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве Содружества Независимых Государств // Мир образования - образование в мире. - 2005. - № 1. - С. 72-80.

4. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация «с человеческим лицом» и поиск нового российского идеала // Национальная идея России: Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 20-21 октября 2006 г.). - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 680-688.

5. Губарев А. Российскому образованию - «казахстанское» гостеприимство // Alma mater. - 2000. - № 7. - С. 14-15.

6. Денисова Г.С. Социокультурная интерпретация демографического кризиса русских в современной России // Национальная идея России: Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 20-21 октября 2006 г.). - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 134-139.

7. Левяш И.Я., Левяш С.В. Гуманитарно-культурологическая модель образования для всех. - СПб.: Эйдос, 2011. - 292 с.

8. Лепешев Д.В. Концептосфера русской семьи и философия воспитания в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12(38). - С. 109-113.

9. Леутина Л.И. Белорусский опыт организации образования // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 4(35). - С. 177-183.

10. Лиферов А.П. Россия и Казахстан на пути к воссозданию единого образовательного пространства // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 71-76.

11. Митрофанова А.В. Россия и славяно-православный мир: от иллюзий к реальности // Национальная идея России: Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 20-21 октября 2006 г.). - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 178-186.

12. Мубинова З.Ф. Этнонациональное воспитание в постсоветских государствах: в поисках концептуальной модели // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 3. - С. 34-56.

13. Нагорняк Т.Л. Динамика глобальных изменений: страны-бренды и жизненные ориентиры молодежи // Youth World Politic. - 2013. - № 2. - С. 33-39.

14. Панько Е.А., Старжинская Н.С., Коломинский Я.Л., Шишкина В.А. и др. Работаем по программе «Пралеска»: Пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения. - Минск: НИО, 2007. - 304 с.

15. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2011. - № 20. - С. 110-138.

16. [Электронный ресурс] http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20700725&p2={NRPA}

17. Ракава Л.В. Традиции семейного воспитания в белорусском селе. - Минск: Урожай, 2000. - 111 с.

18. Романенчук К.В. Реформирование русскоязычных образовательных учреждений в системе образования Казахстана в 1991-2004 гг.:Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2006. - 38 с.

19. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. - М.: Пед. общество России, 2001. - С. 292-293.

20. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // ка. - 2008. - № 9. - С. 33-39.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лепешев Д.В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(5/1):218-223. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-218-223

For citation: Lepeshev D.V. CONTEMPORARY PHILOSOPHY AND MODELS OF EDUCATION IN THE STATES OF EURASIAN EDUCATIONAL SPACE. Historical and social-educational ideas. 2017;9(5/1):218-223. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-218-223

Просмотров: 78

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)