ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН К ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-231-236

Полный текст:


Аннотация

Развивающееся в последние годы в стране волонтерское движение свидетельствует о стремлении различных категорий граждан оказывать содействие обществу, государству и отдельным его институтам на добровольной основе. Однако педагогические аспекты отдельных направлений данной деятельности в современных условиях остаются малоизученными. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью последовательного разрешения противоречия между большим практическим опытом обучения и воспитания членов добровольных народных дружин, осуществляемым в процессе их подготовки, сформированным в советский и постсоветский периоды, и отсутствием научно обоснованных теоретических подходов, раскрывающих педагогические аспекты подготовки дружинников к защите государственной границы Российской Федерации. В статье предпринята попытка определения педагогического содержания понятий «подготовка народных дружин» и «обучение народных дружин». Автор кратко обобщает подходы различных исследователей, раскрывающие сущность «обучения» и «подготовки», их характеристики и содержание, и, исходя из особенностей института привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации, формирует содержательную часть «подготовки и обучения народных дружин». Выделение вышеуказанных понятий в отдельную категорию позволит специалистам правоохранительных органов, силовых ведомств и иных организаций, привлекающих граждан на добровольных началах к защите государственной границы, охране общественного порядка, тушению пожаров и иным формам оказания содействия, рассматривать процесс их подготовки как самостоятельное направление в профессиональном образовании, основанное на особенностях их применения и иных аспектах, присущих данной специфической категории обучаемых, а также позволит наиболее эффективно реализовать их на практике.

Об авторе

А. С. Петунин
Российский государственный социальный университет
Россия

аспирант, факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров

г. Москва



Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009.

2. Безрукова B.C. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: Дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1983.

3. Большой энциклопедический словарь в 2 томах. - М.: Советская энциклопедия, 1991.

4. Бондаренко Г.Н. Работа партийных организаций пограничных районов по привлечению трудящихся к охране государственной границы Союза ССР (1959-1967 гг.). Дис. … канд. ист. наук. - М., 1969.

5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.

6. Волынец А.Н. Современное состояние и перспективы развития вневойсковой охраны отдельных участков государственной границы Российской Федерации: Дис. … канд. воен.наук. - М., 2000.

7. Домбровская И.И. Подготовка будущих офицеров к воспитанию гражданственности у военнослужащих: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005.

8. Еремеева Т.С. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства: Дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007.

9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - Том 1. - М.: Русский язык, 2000.

10. Змеев С.И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.

11. Костин А.А. Участие населения приграничных районов СССР в охране государственной границы в 1931-1991 годах: Дис. … канд. ист. наук. - М., 2012.

12. Костин А.А. Участие местного населения в охране государственной границы как исторически сложившаяся необходимость // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. - Белгород. - 2010. - № 2 (73). - Вып. 11.

13. Логвиненко Л.М. Содержание и организация начальной профессиональной подготовки учащихся в условиях Центра образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.

14. Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.

15. Петунин А.С. К вопросу о подготовке членов добровольных народных дружин к защите государственной границы // Актуальные вопросы подготовки кадров органов безопасности: Сборник научно-методических материалов. - Голицыно, 2017. - Вып. 1.

16. Пятков Д.В. Активизация взаимодействия пограничников с населением приграничных районов субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе (педагогический аспект): Дис. … канд. ист. наук. - М., 2001.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петунин А.С. ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН К ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(5/1):231-236. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-231-236

For citation: Petunin A.S. CONCEPTS AND CATEGORIES OF THE PROCESS OF PREPARATION VOLUNTARY PEOPLE'S SQUADS TO PROTECTION OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION. Historical and social-educational ideas. 2017;9(5/1):231-236. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-231-236

Просмотров: 66

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)