ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-165-171

Полный текст:


Аннотация

В статье обоснована актуальность вопроса дисциплинарной ответственности подростка. Выявлено противоречие, заключающееся в том, что образовательные  школы  по-прежнему  ориентированы на обучение, на совокупность основных знаний, умений, навыков, на формирование у подростков ключевых компетенций, в то время как информационное общество требует от молодого человека готовности к самостоятельным действиям, умения нести ответственность за последствия своей деятельности и быть дисциплинированным. Часть подростков с трудом следуют дисциплинарным требованиям школы, хотя и признают важность формирования такого вида ответственности в рамках организованного педагогического процесса. Рассмотрено понятие «дисциплинарная ответственность» и его прикладное значение в организации педагогического процесса школы. Раскрыто содержание процесса воспитания. Отражены преимущества использования в воспитательной практике личностно-деятельностного подхода и основ сотрудничества в рамках гуманитарной педагогики. В условиях возросшего интереса к воспитанию, как специально организованному процессу по формированию и развитию личности подростка, появилась возможность отбора идей содержания воспитания, формирования концепции воспитания, создания авторских школ, разработки воспитательных программ. Представлен анализ используемых на практике воспитательных программ, направленных на развитие и формирование современного подростка. Реализация программ различной направленности позволяет при модернизации педагогических процессов, при реализации конкретных воспитательных мероприятий освоить, например, формы поведения дисциплинарной ответственности за последствия своей деятельности (формирует в подростке самоуважение, что способствует социальной адаптации и взрослению подростка). Формы и методы, используемые в процессе реализации программы, распределяются по трем основным аспектам дисциплинарной ответственности: когнитивный (получение новой информации), аффективный (побуждение к дисциплинированности), поведенческий (развитие положительных поведенческих ориентиров). Механизм программы направлен на создание четкого представления подростка об основах и преимуществах владения дисциплинарной ответственностью, об освоении рациональных форм взаимодействия в критических ситуациях, о развитии коммуникативных навыков личности,  а  также  на  формирование  морально-волевой позиции личности и усвоение социальных форм поведения, принятых в обществе.

Об авторах

Д. Н. Глухов
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Глухов Дмитрий Николаевич - старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и психологии



И. Р. Сорокина
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия
Сорокина Ирина Радиславовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и психологии


Список литературы

1. Борытко Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. М.: Академия, 2007. 496 с.

2. Глухов Д.Н., Кошутина Е.В. Формирование сознательной дисциплины учащихся в рамках воспитательного процесса школы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014 . No 10. Ч.2. С. 13-16.

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. ISBN 5-93134-169-2

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2005.576 с.

5. Феклин С.И. Дисциплинарная ответственность обучающихся Метод. пособие / С.И. Феклин. М.: Арсенал образования, 2008. 56 с.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. М., 2000. 82 с.

7. Методика воспитательной работы. Содержание воспитания и основные направления методики воспитательной работы / Разработка: Маленкова Л.И. Москва, 2003.

8. Смирнов, В. И. Теория и методика воспитания. Часть I. Воспитание в целостном педагогическом процессе : учебное пособие / В. И. Смирнов. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 525 с.ISBN 978-5-8299-0249-0


Дополнительные файлы

Для цитирования: Глухов Д.Н., Сорокина И.Р. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(5/2):165-171. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-165-171

For citation: Glukhov D.N., Sorokina I.R. EDUCATIONAL PROGRAM AS THE MECHANISM OF FORMATION OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL. Historical and social-educational ideas. 2017;9(5/2):165-171. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-165-171

Просмотров: 72

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)