НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА КАК ВЕКТОР ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-184-189

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена реформе народного образования, которая затронула российские начальные школы. Появление начальных школ, к которым относятся начальные народные училища, сельские училища, школы грамоты, трудовые школы, церковноприходские и воскресные школы, привело к тому, что дети низших сословий обрели возможность научиться читать и писать и получить основы пусть и элементарных, но все же научных знаний. Большая роль в процессе обучения детей отводилась церковным предметам ‒ Закону Божьему, Священной истории, церковному пению, которые помогали духовно-нравственному становлению детей. Кроме школ, где обучались дети низших сословий, в России создавались учительские школы, которые готовили кадры для работы в начальных народных училищах. В  статье также  раскрывается роль земства в организации начального народного образования, которое часто брало на себя все материальные затраты в процессе создания и функционирования начальных народных училищ. Церковноприходские и воскресные школы создавались за счет местных церковных приходов и контролировались ведомством православного вероисповедания. Но обучающий курс в таких школах состоял не только из церковных, но и светских предметов.

Об авторах

Ф. Ф. Гумерова
Сибайский институт (филиал) Башкирский государственный университет
Россия
Гумерова Фарида Фатхулловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии


Г. М. Сибаева
Сибайский институт (филиал) Башкирский государственный университет
Россия
Сибаева Гульсасак Мубараковна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии


Список литературы

1. Веселовский Б. История земства за сорок лет. Т. 1. ‒ СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1909. ‒ 725 с.

2. Высочайше утвержденная 29 октября 1871 г. инструкция инспекторам народных училищ / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. ‒ М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. ‒ С. 29-54.

3. Высочайше утвержденное 25 мая 1874 года Положение о начальных народных училищах / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. ‒ М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. ‒ С. 363-367.

4. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. ‒ М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. ‒ 470 с.

5. Об экзаменах в начальных народных училищах (Заметки сельского учителя) / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. ‒ М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. ‒ С. 363-367.

6. Положение о церковных школах ведомства Православного Исповедания / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. ‒ М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. ‒ С. 401-406.

7. Саблер В.К. Наставление учащим лицам / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. ‒ М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. ‒ С. 395-401.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гумерова Ф.Ф., Сибаева Г.М. НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА КАК ВЕКТОР ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(5/2):184-189. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-184-189

For citation: GUMEROVA F.F., SIBAEVA G.M. PRIMARY PUBLIC SCHOOL IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LAST QUARTER OF THE XIX CENTURY AS A VECTOR OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION. Historical and social-educational ideas. 2017;9(5/2):184-189. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-184-189

Просмотров: 95

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)