ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-17-20

Полный текст:


Аннотация

В статье проведен анализ изменения теоретических основ работы с беспризорными несовершеннолетними после российской революции в октябре 1917 года. Выделена специфика религиозного и атеистического воспитания беспризорных подростков. С точки зрения советской идеологии религия ограничивала возможности получения несовершеннолетними материалистического восприятия мира. Альтернативой дореволюционному религиозному воспитанию беспризорных несовершеннолетних советская педагогика противопоставила учение о трудовой школе. В ней формировались навыки, которые обеспечивали последующую социализацию в обществе подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию. Основой новаторского подхода к педагогическому процессу после Октябрьской революции 1917 года в России стал тезис Л.С. Выготского о взаимозависимости психофизиологических особенностей несовершеннолетних и возможности формирования у них социально-коммуникативных качеств в условиях коллективной деятельности. Благодаря такому подходу открывались возможности для создания трудовой школы. Популяризация новых педагогических концепций в работе с беспризорными подростками велась через выступления руководителей советского государства перед общественностью. Сформировавшаяся традиция решала практические задачи. Одним из лейтмотивов организации работы с беспризорными подростками после Октябрьской революции 1917 года стало противопоставление советской модели педагогической теории и практики буржуазной. В конце статьи на основе проведенного анализа сделаны следующие выводы. Российский социальный конфликт в октябре 1917 года способствовал началу реализации новых теоретических концепций в работе с беспризорными несовершеннолетними. От дореволюционной практики они отличались отсутствием классового подхода, приоритетом в формировании материалистического мировоззрения и принципов коллективизма у лишенных семейного воспитания подростков. Новаторские педагогические теории строились на принципах трудовой школы, доминантой развития которой становилось использование психофизиологических особенностей беспризорных подростков в условиях коллективной деятельности.

Об авторе

В. Н. Бубличенко
Ухтинский государственный технический университет
Россия

Бубличенко Владимир Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и культуры



Список литературы

1. Папкова Т.П. Исторический аспект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России // История государства и права. - 2002. - № 5. - С. 10-14.

2. Луначарский А.В. О воспитании и образовании /под ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова и др. - М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

3. Борьба с беспризорностью: материалы 1-й московской конференции (16-17 марта 1924 г.). - М.: Работник просвещения, 1924. - 52 с.

4. Крупская Н.К. Речь на конференции по борьбе с детской беспризорностью 16 марта 1924 г. / Борьба с беспризорностью: материалы 1-й московской конференции (16-17 марта 1924 г.). - М.: Работник просвещения, 1924. - 52 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бубличенко В.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(6/1):17-20. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-17-20

For citation: Bublichenko V.N. THEORETICAL FOUNDATIONS OF WORK WITH NON-TRANSPARENT IN THE SOVIET STATE AFTER THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917. Historical and social-educational ideas. 2017;9(6/1):17-20. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-17-20

Просмотров: 71

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)