К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-179-183

Полный текст:


Аннотация

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие нарушений всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Психолого-педагогическая диагностика является необходимым условием построения эффективной коррекционно-педагогической работы. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы дошкольного образовательного учреждения, как необходимого условия готовности к обучению в школе. На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО весьма актуальной и социально значимой является проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Связная речь – высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Связность - один из самых значимых интегральных признаков текста, который включает взаимодействие таких факторов, как: содержания текста, его смысла, логики изложения, особую организацию языковых средств; коммуникативную направленность; композиционную структуру. Теоретико-методологические основы развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду активно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой. В данной статье автором проведено изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы ДОО.

Об авторе

Т. В. Коротовских
Сургутский государственный педагогический университет
Россия
Коротовских Татьяна Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогического и специального образования


Список литературы

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.: Астрель. Транзиткнига. - 2006. - 158 с.

2. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.

3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. - М., 2007. - 68 с.

4. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 142 с.

5. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. - 214 с.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Владос, 2006. - 144 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Коротовских Т.В. К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(6/1):179-183. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-179-183

For citation: Kоrоtоvskih T.V. TO THE QUESTION OF STUDYING OF THE CHARACTERISTICS AND LEVEL OF DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS. Historical and social-educational ideas. 2017;9(6/1):179-183. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-179-183

Просмотров: 132

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)