«ВОЕННЫЙ ФИЛЬМ» КАК ЖАНР: МОТИВЫ ПАМЯТИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ФИЛЬМОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1970-х ГОДОВ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-131-136

Полный текст:


Аннотация

Мотив памяти о Великой Отечественной войне ведущий в образной системе отечественных фильмов 1970-х годов на военную тему, занимавших прочное место в производственном плане киностудий и значительных в жанровой палитре советского кино 1968-1985 гг. Именно на рубеже 1960-1970-х годов память о войне получает институциональное закрепление: начинаются официальные празднования Дня победы, ведется активное возведение и открытие мемориальных комплексов, формируются общности ветеранов войны, публикуются историко-патриотические романы и мемуары военачальников и т.п. Советский кинематограф 1970-х годов объемно и многообразно отразил эти изменения в мемориальной культуре страны, художественно воплотил на экране различные формы и смыслы индивидуальной и народной памяти о войне. Анализируются обозначившиеся в этот период два экранных подхода, в которых осуществлялось осмысление войны. Первый масштабные «художественно-документальные эпопеи», выдержанные в русле официальной советской историографии. Иной художественный подход к осмыслению войны не эпические, не панорамные, а, напротив, «камерные» и «малоформатные» по охвату событий картины о военном времени и о памяти поколений, возвращающейся к войне. На материале советских фильмов 1970-х годов, главным образом ленинградского игрового кинематографа, раскрываются различные способы воплощения мотива памяти в художественном строе картин и его значение в формировании идейно-стилистического облика фильмов. В военных картинах мотив памяти выступает сюжетообразующим началом, реализуется как композиционный прием ретроспекций-воспоминаний героя, воплощается в параллельном развитии сюжетных линий, смыкающих события войны и современность, звучит в различном внефабульном материале, открывающем или завершающем фильм. Делается вывод, что художественная направленность на сохранение и актуализацию памяти о событиях войны выделяет рассмотренные картины в оригинальную фильмографическую общность советского кино 1970-х годов. Кинематографическая специфика этой общности заключена в смыслообразующей значимости художественного мотива памяти в образной системе фильмов.


Об авторе

Д. А. Хрюкин
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Россия

Хрюкин Денис Андреевич, аспирант, кафедра драматургии и киноведения

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Рондели Л.Д. Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.). М.: НИИ киноискусства ВГИК им. С.А. Герасимова, 2013.

2. Марголит Е.Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития // Киноведческие записки. 2004. № 66.

3. Гусев А. Спасение по правилам: Военный фильм // Сеанс: [сайт]. Режим доступа: http://seance.ru/blog/war-film/ (дата обращения: 08.11.2017).

4. Neale S. War Films in Genre and Hollywood. Psychology Press, 2000.

5. Eberwein R.T. The War Film. Rutgers University Press, 2005.

6. Clarke J. War Films. Virgin Books, 2006.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Хрюкин Д.А. «ВОЕННЫЙ ФИЛЬМ» КАК ЖАНР: МОТИВЫ ПАМЯТИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ФИЛЬМОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1970-х ГОДОВ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(6/2):131-136. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-131-136

For citation: Hryukin D.A. «WAR FILM» AS GENRE: MOTIVES OF MEMORY IN THE IMAGINATIVE SYSTEM OF FILMS OF THE 1970TH YEARS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR. Historical and social-educational ideas. 2017;9(6/2):131-136. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-131-136

Просмотров: 101

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)