ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-222-228

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена обоснованию методической схемы презентации индивидуального проекта старшеклассника как инновационной формы оценки его образовательной самостоятельности. Охарактеризованы теоретикометодологические основания проблемы формирования и оценки образовательной самостоятельности старшеклассников, связанные с пониманием индивидуального образовательного маршрута как собственного проекта ученика, мотивированного на осуществление личностного и профессионального самоопределения, разрабатываемого им совместно с педагогомтьютором. Образовательная самостоятельность в этом контексте интерпретируется как готовность старшеклассника реализовать этот проект на последующих этапах непрерывного образования. Показано, что образовательная самостоятельность является, с одной стороны, характеристикой уровня субъектности ученика в образовательном процессе, с другой стороны, интегративным образовательным результатом, достигаемым в педагогической системе среднего общего образования. С этих позиций охарактеризовано состояние современной практики развития проектной деятельности учащихся. Сформулированы ключевые экспертные вопросы, лежащие в основе оценки образовательной самостоятельности старшеклассника в форме защиты индивидуального проекта. Описаны этапы и содержание этой защиты как совместного пробного действия участников, осуществляемого в условиях событийного пространства их творческого общения. Показано, что данная методическая схема способствует равитию смыслопоисковой активности учащихся, лежащей в основе проектирования ими индивидуального образовательного маршрута на последующих ступенях обучения 


Об авторах

В. К. Игнатович
Кубанский государственный университет
Россия

Игнатович Владлен Константинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии 

г. Краснодар



С. С. Игнатович
Кубанский государственный университет
Россия

Игнатович Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук 

г. Краснодар



К. А. Литвинов
Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования; Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова.
Россия

Литвинов Кирилл Александрович, кандидат педагогических наук, директор, «Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования», преподаватель Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова 

г. Краснодар



Список литературы

1. Гребенникова В.М., Игнатович С.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (часть 3). С. 529–534.

2. Piercy S.W. Teacher perceptions of task importance and expectations of independence in student learning. Illinois State University, 1990. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=6648719 (дата обращения 13.12.2017 г.).

3. Engelhard, G. (1986). The discovery of educational goals and outcomes: A view of the latent curriculum of schooling. Dissertation Abstracts International, 46, No. 8, 2176A.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

5. Концепция подростковой школы /под науч. ред. Б.Д. Эльконина, А.Б. Воронцова. М., 2003. URL.: http://www.ouro.ru/iro/exp/koncepciya/ (дата обращения 20.02.2015).

6. Остапенко А.А., Янковская Н.А. Переход в новую образовательную систему: готовность и маршрут (на примере перехода из начальной школы в основную) // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 42–47.

7. Колесникова И.А., ГорчаковаСибирская М.П. Педагогическое проектирование / под ред. И.А. Колесниковой. М., 2005.

8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. – Воронеж, 1996. 392 с.

9. Библер В.С. Самостоянье человека. Кемерово: Алеф, 1993.

10. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.

11. Школьные проекты. URL: http://schoolprojects.ru/portal/projects (дата обращения 10.12.2017).

12. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурноисторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. 174 с.

13. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. М.: Ритм, 2015. 144 с.

14. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая и социальнообразовательная мысль: научный журнал. 2015. Т. 7. № 5. Ч. 1. С. 207 – 213.

15. Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования: доклад на IX конференции «Педагогика развития» (Красноярск, 2002). URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik (дата обращения 25.01.2014).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Игнатович В.К., Игнатович С.С., Литвинов К.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(6/2):222-228. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-222-228

For citation: Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Litvinov K.A. THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM AND THE METHODICAL SCHEME OF ESTIMATION OF THE EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF THE OLD SCHOOLS IN THE FORM OF THE PROTECTION OF THE INDIVIDUAL PROJECT. Historical and social-educational ideas. 2017;9(6/2):222-228. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-222-228

Просмотров: 67

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)