ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-255-266

Полный текст:


Аннотация

На основе взаимосвязи предметов естественнонаучного цикла с образовательной областью «Технология» возможна успешная работа по формированию у учащихся представлений о способах получения и преобразования вещества, энергии и информации; развитие технологического системного мышления учащихся, ориентированного на синтез разнообразных знаний в условиях применения интеграционных подходов, межпредметного осмысления проблемных фундаментальных и прикладных наук, культивирование творческого подхода к решению практических задач. Основной задачей является формирование у школьников представления о технологическом аспекте современной картины мира как совокупности фундаментальных идей, принципов, понятий о техносфере, социально-технологическом проектировании окружающей среды на основе преемственности, сущностью которой является то, что сформированные на предыдущих этапах обучения знания, умения и навыки сохраняются и используются на определенном этапе обучения при усвоении новых знаний, умений, навыков на основе обязательного учета трех основных уровней систематизации: уровня научных фактов, уровня понятий, уровня научных теорий в целях установления взаимосвязи естественнонаучных дисциплин и технологии. Необходимо устанавливать также взаимосвязь на уровне таких фундаментальных понятий, как «вещество», «энергия», «информация», «фотосинтез».


Об авторах

А. С. Шадрин
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет
Россия

Шадрин Александр Сергеевич, студент, факультет математики, информатики и естественных наук

г. Ишим



О. В. Сидоров
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет
Россия

Сидоров Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, факультет математики, информатики и естественных наук

г. Ишим



Л. В. Козуб
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет
Россия

Козуб Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физикоматематических дисциплин и профессионально-технологического образования, факультет математики, информатики и естественных наук 

г. Ишим



Список литературы

1. Хотунцев, Ю.Л., Насипов, А.Ж. Системно-технологическое мышление проектно-технологическое мышление м технологическая культура человека // Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе: Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Москва. МПГУ, 2015. – С. 3-9.

2. Хотунцев, Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. – Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2012.

3. Standarts for Technological Literacy. Content for the study of Technology. Third Edition International Technology Education Association Reston. USA, Virginia, 2007.

4. Люблинская, А.А. О преемственности учебной работы в школе // Преемственность в процессе обучения в школе – Л.: Изд-во ЛГПИ, 1969. – С. 5.

5. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. – 2015. – №4. – С. 50-54.

6. Усова, А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1978 – С. 43.

7. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.

8. Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования / О.В. Сидоров, Е.Б. Петелина, Л.В. Яковлева, А.В. Гоферберг. // Инновации и инвестиции. – 2015. №5. – С. 178-181.

9. Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системы знаний у старшеклассников. – М.: Педагогика, – 1978.

10. Тихонов, А.С. Естествознание и техника: методологически аспект [Текст] / А.С. Тихонов, О.В. Сидоров // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. №4 (4) – С. 58-64.

11. Ждан, А.Н. Систематизация // Педагогическая энциклопедия Т.3. – М., 1966.

12. Звягин, А.Н. Некоторые приемы систематизации знаний учащихся по физике в средней школе / Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Вып. 3. – Челябинск, 1976.

13. Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытноэкспериментальной работы [Текст] / О.В. Сидоров // Дискуссия. 2014. №11 (52). – С. 159167.

14. БСЭ. 3-е изд.Т.30. – М.: Советская энциклопедия, 1978.

15. Сидоров, О.В. Роль интеграции учебных предметов в формировании у учащихся фундаментальных, естественнонаучных и технологических понятий [Текст] / О.В. Сидоров, Л.В. Яковлева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. №6 (12) – С. 77-85.

16. Симоненко, В.Д. Естественнонаучные основы технологической подготовки школьников [Текст] / В.Д. Симоненко, А.С. Тихонов. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2002. – 227 с.

17. Ларионова, О.Г., Ростовцев, А.Н. Проектно-творческая деятельность студентов в контекстном обучении // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. №1 (27). С. 158-164.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шадрин А.С., Сидоров О.В., Козуб Л.В. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017;9(6/2):255-266. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-255-266

For citation: Shadrin A.S., Sidorov O.V., Kozub L.V. PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC CONDITIONS OF REALIZATION OF CONTINUITY IN THE FORMATION OF SCIENTIFIC CONCEPTS OF STUDENTS. Historical and social-educational ideas. 2017;9(6/2):255-266. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-255-266

Просмотров: 70

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)