СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕМАТИКА ГИМНАЗИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-136-141

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируются особенности тем школьного сочинения конца XIX - начала XX в.,  зафиксированные в известных сборниках сочинений и методических пособиях данного  периода. Несмотря на то, что сочинение рубежа веков функционировало исключительно  как форма работы по русскому языку и словесности, в нем использовалась, кроме  литературного материала, широкая социально-культурная проблематика. Значительное  количество тем социально-культурной направленности сохранялось и в курсе словесности  старших классах гимназии, где заканчивался курс грамматики и начиналось  непосредственное изучение русской классики. Такое положение определялось в известной  степени тем, что общие цели изучения словесности в школе связывались, прежде всего, с  овладением стилистическими и грамматическими нормами русского языка, а не с исключительно литературным анализом, как это сложилось впоследствии в ХХ в. В  процессе анализа методических трудов и тематических классификаций сочинений автор  приходит к выводу о том, что историко-литературная тематика сочинений не была  доминантной в рамках предмета «русский язык и словесность» на данном историческом  отрезке. В модели русской школы, включая старшие классы гимназии, присутствовал широкий пласт публицистических тем сочинений, имеющих прямое отношение к  культурному и социальному опыту ученика. Наряду с историко-литературной тематикой,  содержание школьных сочинений рубежа XIX−XX вв. было тесно связано с  социологическими, историческими, культурологическими проблемами, занимающими  ключевое место в общественном дискурсе данного исторического периода.


Об авторе

А. В. САМСОНОВА
Московский педагогический государственный университет
Россия

аспирант, Московский педагогический государственный университет,
г. Москва, Россия



Список литературы

1. Воскресенский Е.И. Темы и вопросы для письменных упражнений по русскому языку и литературных бесед. - М.: К.И. Тихомиров, 1895. - 64 с.

2. Гаврилов И.В. Темы, расположения и материалы для сочинений в старших классах. Вып. I. - СПб.: Тип. А.А. Соколова, 1876. - 168 с.

3. Гетманская Е.В. Преемственные связи среднего и высшего литературного образования в российской методической традиции: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Московский педагогический государственный университет. - М., 2013. - 407 с.

4. Гетманская Е.В. Словесность в средней и высшей школе: традиции преемственности (историко-методический очерк): Монография. - М.: Прометей, 2013. - 124 с.

5. Ларионов С.С. Некоторые вопросы методики сочинения, с точки зрения абитуриентов гимназий Кавказского Учебного Округа. (На основании данных опроса). - Тифлис, 1912. - 163 с.

6. Самсонов В.А. Методическое руководство для ведения школьных сочинений. (Применение аналитического метода к занятиям в низших и средних школах) / Сост. В.А. нов. - СПб.: Изд. Фену и Ко. 1907. - 141 с.

7. Фарфоровский С.В. Русские сочинения в старших классах гимназий и реальных училищ в связи с современной постановкой внеклассного чтения. - Воронеж: Тип. Т-ва Кравцов и К°, 1910. - 6 с.

8. Шумиловский Л.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений. Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения. Часть I. Темы историко-культурные и отвлеченные / Сост. Л.И. Шумиловский. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. П.К. Шмулевича, 1910. - 232 с.

9. Шумиловский Л.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений. Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения. Часть II. Темы литературные и исторические / Сост. Л.И. Шумиловский. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. П.К. Шмулевича, 1910. - 259 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: САМСОНОВА А.В. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕМАТИКА ГИМНАЗИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(2/1):136-141. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-136-141

For citation: SAMSONOVA A.V. SOCIO-CULTURAL THEMES OF HIGH-SCHOOL WRITINGS AT THE TURN OF 19−20th CENTURIES. Historical and social-educational ideas. 2018;10(2/1):136-141. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-136-141

Просмотров: 38

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)