СРЕДОВЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-50-57

Полный текст:


Аннотация

Проблема доступности социальных сред является чрезвычайно актуальной для современного российского общества. Она обусловлена существующими в обществе многообразными барьерами, препятствующими полноправному включению в социум людей с инвалидностью и способствующими их изолированности и минимизации социального статуса в социальной структуре общества. Цель данной статьи разработать методологические основания для научного анализа доступности социальных сред для людей с инвалидностью. Научная значимость исследования определяется недостаточной разработанностью методологии изучения социальных сред и их инклюзивного потенциала в социологической науке. Новизна исследования связана с cистематизацией научных подходов и концепций, позволяющих разработать методологические основания социологического изучения ресурсных возможностей социальной среды с позиции независимой жизни лиц с инвалидностью, а также с разработкой модели трансформации социальных сред в направлении их доступности для лиц с инвалидностью с позиции средового подхода. По результатам исследования авторы пришли к заключению, что среда это продукт социального взаимодействия, она формирует индивида как субъекта, определяет его социальную активность и мобилизирует социальные ресурсы для его нормального функционирования в обществе. При этом категория социальной среды не может быть раскрыта без анализа социального субъекта и его потребностей как мотиватора его социальной активности. Обобщенный материал и полученные выводы могут использоваться в дальнейших социологических исследованиях проблемы инвалидности в современном обществе, а также в практической деятельности по созданию доступной среды для людей с инвалидностью.

Об авторах

Ю. А. Афонькина
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Афонькина Юлия Александровна –кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии

 Мурманск



Г. В. Жигунова
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Жигунова Галина Владимировна –доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии и социальных наук

Мурманск



Список литературы

1. Ткаченко В.С. Общество и проблемы инвалидности: Монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2006. 295 с.

2. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Дис. … д-ра юридич. наук по специальности 12.00.05. М., 2014. 495 с.

3. Дрегало А.А, Ульяновский В.И. Социологический потенциал исследования социального пространства северных регионов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-potentsial-issledovaniya-sotsialnogo-prostranstva-severnyh-regionov (дата обращения: 15.04.2018).

4. Mandy W., Lai M. Annual Research Review: The role of the environment in the developmental psychopathology of autism spectrum condition // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. Vol. 57, Issue 3, 1 March 2016. Pp. 271-292.

5. Бочко В.С. Интегративное стратегическое развитие территорий (теория и гия). Екатеринбург, 2010. C. 20-26.

6. Tudzi E.P., Bugri J.T., Danso A.K. Human Rights of Students with Disabilities in Ghana: Accessibility of the University Built Environment // Nordic Journal of Human Rights. Vol. 35, Issue 3, 3 July 2017. Pp. 275-294.

7. Sze N.N., Christensen K.M. Access to urban transportation system for individuals with disabilities // IATSS Research. Vol. 41, Issue 2, July 2017. Pp. 66-73.

8. Laditka J.N., Laditka S.B. Work disability in the United States, 1968-2015: Prevalence, duration, recovery, and trends // Population Health. Vol. 4, April 2018. Pp. 126-134.

9. Лаженцев В.Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития // Экономическая наука современной России. 2001. № 1.

10. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 576 с.

11. Парсонс Т. О теории и метатеории // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. Ч. 2 / сост и общ. ред. С.П. Баньковский. М.: Университет, 2002. С. 6-7.

12. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / пер. с англ.; общ. ред и вст. ст. А.Л. Логвиненко. М : Прогресс, 1988.

13. Barker R.G. On the nature of the environment // Jorunal of Social Issues. 1963. № 19. Pp. 17-38.

14. Маркович Д.Ж. Социальная экология / пер. с сербс.-хорв. М.: Просвещение, 1991. 339 с.

15. Ханнанов Р.Ш. Средовый подход в социологии // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 72-76.

16. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структуры и уровни социологического анализа // Социологические исследования. 2007. № 9.

17. Васильева В.Н., Жигунова Г.В. Социальная экология. Мурманск: МАГУ, 2017. 184 с.

18. Парк Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социологическое обозрение. 2006. Т. 5. № 1. С. 18.

19. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И.А. Каирова [и др.]. М.: Просвещение, 1962-1965.

20. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. М.: Смысл, 2001. 365 с.

21. Манулов Ю.С. Средовый подход в воспитании: Дис. … д-ра социол. наук. М., 1997. 193 с.

22. Гайдукевич С.Е. Средовый подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007. С. 34-46.

23. Афонькина Ю.А. Субъектный подход к изучению проблемы инвалидности в современном обществе // Современные исследования социальных проблем [Электронный нал]. 2016. № 3. С. 260-272.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. СРЕДОВЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(2/2):50-57. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-50-57

For citation: Afonkina Y.A., Zhigunova G.V. ENVIRONMENTAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF THE SCIENTIFIC ANALYSIS OF THE ACCESSIBILITY OF THE SOCIAL ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITY. Historical and social-educational ideas. 2018;10(2/2):50-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-50-57

Просмотров: 77

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)