СОЦИАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ДИСКУРСА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149

Полный текст:


Аннотация

В наши дни изучение инфантильности становится все актуальнее, а сам феномен  социальной инфантильности является проблемой современности, поскольку все больше  представителей молодого поколения не стремится брать на себя ответственность при  решении вопросов, касаемых их жизненного пути. Как следствие, возрастает уровень  социальной незрелости. Цель статьи заключается в освещении междисциплинарных  исследований социальной инфантильности и социальной зрелости. Актуальность работы  определяется недостаточной изученностью инфантильности в социологическом знании, а  также в отсутствии четких методов профилактики инфантильности российской молодежи. В данной статье рассматриваются различные подходы к определению социальной  инфантильности в России и за рубежом. Описываются признаки данного феномена.  Раскрыт смысл понятия социальной зрелости, даны ее критерии, необходимые для  выявления признаков социальной инфантильности. В работе описан ряд направлений в  изучении социальной инфантильности молодежи России на современном этапе. Таким  образом, на основе краткого анализа статей, затрагивающих вопросы социальной инфантильности и социальной зрелости, можно сделать вывод, что отсутствует единое  определение данных понятий. Также можно сказать, что в мировой практике изучение  инфантильности и зрелости получает не только теоретический фундамент, но и широкую ориентацию на практику.


Об авторе

А. С. ДЕМИДЕНКО
Институт социологии и регионоведения Южный федеральный университет
Россия

аспирант, кафедра теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия



Список литературы

1. Абдрахимова Р.Г. Исторические аспекты возникновения термина «инфантильность» // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 3-5 (45).

2. April Smith, Lindsay P. Bodell, Jill Holm-Denoma, Thomas Joiner, Kathryn Gordon, Marisol Perez, and Pamela Keel. ‘‘I don’t want to grow up, I’m a [Gen X, Y, Me] kid’’: Increasing maturity fears across the decades // International Journal of Behavioral Development. - 2017. - V. 41(6). - Pp. 655-662. Doi: 10.1177/0165025416654302.

3. Aline M. Reevaluating the concept of adulthood and the framework of transition // Journal of youth studies. - 2014. - V. 17 (3). - Pp. 415-429.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 106.

5. Gibson S., Hamilton L. Knowledge, autonomy and maturity: developmental and educational concerns as rhetorical resources in adolescents' discussions regarding the age of electoral majority in England // Journal of youth studies. - 2013. - V. 16 (1). - Pp. 34-53.

6. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Интернет- журнал Науковедение. - 2014. - № 6 (25) [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf.

7. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 11.

8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. - 2017. - № 15.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - С. 91.

10. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982. - С. 72.

11. Маслоу А.Г. Самоактуализация / пер. с англ. / под общ. ред. A.M. Татлыбаевой. - СПб: Ихтик, 1999. - С. 82.

12. Мильман А.М. Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. - Витебск: Витебский гос. ун-т им. П.М. Мешерова, 2008.

13. Никонова И.А. Определение понятия «самодостаточность личности» // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, № 3.

14. Олейников Ю.В. Индикаторы зрелого общества // Философия и общество. - 2016. - Вып. 1(78).

15. Олейников Ю.В. Социальные условия становления зрелого человека // История и современность. - 2014. - № 2.

16. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19, № 4.

17. Степанищенко О.В. Политический инфантилизм современной молодежи как фактор искажения системы ценностных ориентаций // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 110(06) [Электронный ресурс] - URL: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/10.pdf.

18. Утенков А.В. Психологические детерминанты инфантилизма (на примере студентов педвузов): Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2012.

19. Фромм Э. Человеческая ситуация / Фромм Э. - М.: Директ-Медиа, 2008.

20. Хагуров Т.А., Остапенко А.А., Резник А.П., Войнова Е.А., Позднякова М.Е., Щипкова А.А., Рыбакова Л.Н., Хагурова Н.Е. Риски взросления в современной России // Концепции и факты. Опыт социологического анализа / под науч. ред. Т.А. Хагурова. - М.; Краснодар, 2013.

21. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К.В. Молодежь в обществе риска. - 2-е изд. - М., 2003.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ДЕМИДЕНКО А.С. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ДИСКУРСА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(3/1):143-149. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149

For citation: DEMIDENKO A.S. SOCIAL INFANTILITY OF RUSSIAN YOUTH: SPECIFICITY OF SCIENTIFIC DISCURSE. Historical and social-educational ideas. 2018;10(3/1):143-149. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-143-149

Просмотров: 44

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)