МНОГОВЕКОВОЙ СПОР О РОЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-

Аннотация

В статье рассмотрена история полемики в отношении причин детерминации личностных качеств индивидов. Данные вопросы рассматривались еще в трудах выдающихся мыслителей античности и продолжают обсуждаться до сих пор. Для древнегреческих философов было характерно пристальное внимание к человеку и его духовной стороне, представление о сложном механизме развития у человека заложенных природных возможностей. Средневековое христианство отстаивало догмат об абсолютном божественном начале. Интерес к изучению личности вновь возник в трактатах мыслителей Эпохи Возрождения, оказавших  влияние на философию Нового времени и  Просвещения. С развитием знаний о физиологии нервной деятельности проблема наследственной и социальной детерминации поднялась на новую ступень и вовлекла в обсуждение данного вопроса ведущих педагогов, ученых естествоиспытателей и философов. В статье проанализированы представления Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Д. Локка, К. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, П.Ф. Лесгафта, З. Фрейда, С. Холла, А.Б. Залкинда, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева о причинах индивидуальности человеческой психики. На протяжении всей истории развития философской мысли проблема природной и социальной детерминации в развитии личности была одной из центральных.  


Об авторе

Фандо Роман Алексеевич
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук
Россия

заместитель директора по науке



Список литературы

1. Литература

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 544 с.

3. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат. 1955. 238 с.

4. Платон Государство // Собрание сочинений в 4 томах. Т. 3. М.: Мысль. 1994. С. 79‒420.

5. Аристотель Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль. 1984. С. 645‒680.

6. Локк Д. Мысли о воспитании // История педагогики и образования (под ред. З.И. Васильевой). М.: Изд. центр «Академия», 2008. 432 с.

7. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М.: ИФ РАН. 2001. 368 с.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004. 576 с.

9. Фролов И.Т. Избранные труды. В 3 т. Т. 3: О человеке и гуманизме. М.: Наука, 2003. 789 с.

10. Бух Е.Ш. Человековедение по Лесгафту. М.: Лаватера. 2005. 44 с.

11. Каганович А.А. Проблема формирования личности в истории отечественной педагогики. Ульяновск: ОГУП «Областная типография «Печатный двор». 2007. 320 с.

12. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с.

13. Залкинд А.Б. Педология: Утопия и реальность. М.: Аграф, 2001. 464 с.

14. Блонский П.П. Педология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. М.: Госучизд. 1934. 338 с.

15. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

16. Луначарский А.В. Детский дом // Журнал Главсоцвоса НКП. 1929. №№ 1‒2. С. 11‒12.

17. Заварзина Л.Э. Педагогика: исторические портреты. Воронеж: Черноземье, 1997. 128 с.


Дополнительные файлы

1. Сведения об авторе
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (12KB)    
Метаданные

Для цитирования: Алексеевич Ф.Р. МНОГОВЕКОВОЙ СПОР О РОЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/1). https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-

For citation: . . Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/1). https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-

Просмотров: 0

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)