ОБРАЗ ГЕРМАНИИ В РУССКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ ОТКРЫТКАХ ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-42-53

Полный текст:


Аннотация

Представления человека о мире и происходящих в нем событиях складываются на основе  разных, иногда противоречивых, источников и постоянно дополняются и видоизменяются в  ходе непрекращающегося процесса восприятия информации. С начала ХХ в. в силу  развития технологий этот процесс все больше становился подчиненным изображению, поэтому уже в годы Первой мировой войны пропагандистские органы стран- участниц этого тотального противостояния активно использовали визуальные материалы  для «мобилизации мнений» и эффективного создания образа врага. Проблема формирования образа врага не теряет своей актуальности по сей день в силу того, что в  рамках текущих информационных войн применяются все те же принципы и методики,  которыми пользовались пропагандисты первой четверти ХХ в. В данной статье будут  выделены основные этапы формирования образа врага, а также предпринят комплексный анализ русских пропагандистских открыток времен Первой мировой войны в  целях характеристики образа главного врага Российской империи - Германии. В статье  раскрывается тезис о том, что образ Германии амбивалентен: страна и народ представлялись русскими пропагандистами по-разному. В качестве источника данного  исследования выступают открытки, так как именно они служили основным средством  коммуникации в годы войны, а также были одним из наиболее эффективных средств пропаганды. Новизна настоящей работы обусловлена тем, что данная  проблематика еще не рассматривалась сквозь призму исторической имагологии.


Об авторе

Е. В. МИРОНОВА
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

бакалавр, кафедра новой и новейшей истории стран Европы и Америки, исторический факультет



Список литературы

1. Ласвель Г. Техника пропаганды в мировой войне. - М.-Л., 1929. - 199 с. (См. также другие издания в полном объеме и в извлечениях: Lasswell G. D. Propaganda Technique in the World War. N.Y., 1927. 212 p.; 1971. 218 p.; а также: Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика. - М., 2005).

2. Медяков А.С. «Война культур»: пропаганда на открытках Первой мировой войны. Первая мировая война на почтовых открытках. В 4-х томах. Т. 4: Битва добра и зла / под ред. В.В. Крепостнова и А.С. Медякова. - Киров-Вятка : Крепостновъ, 2014. - 474 с.

3. Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. - Chicago, 1995. - 462 p.

4. Нарский И.В. Проблемы и возможности исторической интерпретации семейной фотографии.Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. - Челябинск, 2008. - С. 43-78.

5. Лидин К.Л. Меерович М.Г. «Визуальный кадр» как метод анализа элементов визуальной среды обитания (на примере рекламно-пропагандистских плакатов 1920- 1950-х гг.). Очевидная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. - Челябинск, 2008. - С. 25-34.

6. Соколов А.Б. Текст, образ, интерпретация: визуальный поворот в современной западной историографии. Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ тия. - Челябинск, 2008. - С. 10-24.

7. Щербакова Е.И. Визуальная история: освоение нового пространства. Исторические исследования в России. III. - М., 2011. - С. 473-488.

8. Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века. Эволюция образа врага в сознании армии и общества. - М., 2006.

9. Мыльников А.С. Этническая имагология: конструирование науки межнационального взаимопонимания. Культура на пороге III тысячелетия. Материалы III Международного семинара в Санкт-Петербурге. - СПб., 1996. - С. 4-13.

10. Logvinov M.I. Studia imagologica: zwei methodologische Ansätze zur komparatistischen Imagologie. Germanistisches Jahrbuch GUS «Das Wort». 2003. - S. 203- 220.

11. Белов М.В. Стереотипы, ментальные карты, имагология: методологические апории. Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы. - М., 2012. - С. 403-418.

12. Образы власти на Западе, в Византии и на Руси: Средние века. Новое время / под ред. М.А. Бойцова и О.Г. Эксле. - М., 2008.

13. Тогоева О.И. Когда преступник - свинья. «Дурные обычаи» и неписаные правила средневекового правосудия. Многоликая софистика: нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Европы Средних веков и раннего Нового времени. - М., 2015. - С. 403-434.

14. Зеленин А.В. Немцы в русской культуре (лингвистическая имагология) // Русский язык в школе. - М., 2013. - № 4. - С. 63-74.

15. Первая мировая война на почтовых открытках. В 4-х томах. Т.4: Битва добра и зла / под ред. В.В. Крепостнова и А.С. Медякова. - Киров-Вятка: Крепостновъ, 2014. - 474 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: МИРОНОВА Е.В. ОБРАЗ ГЕРМАНИИ В РУССКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ ОТКРЫТКАХ ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(3/2):42-53. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-42-53

For citation: MIRONOVA E.V. GERMANY THROUGH THE PRISM OF RUSSIAN PROPAGANDA POSTCARDS FROM WORLD WAR I. Historical and social-educational ideas. 2018;10(3/2):42-53. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-42-53

Просмотров: 81

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)