РЕВОЛЮЦИЯ СПРАВА: РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОСОТЕНСТВО И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ Часть II-I: черносотенное понятие русскости в общеевропейском контексте истории национализма и консолидации наций: воз- никновение и развитие разновидностей национализма в Российской империи и евро- пейских странах


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-54-71

Полный текст:


Аннотация

Данная серия статей исследует черносотенное понятие русскости в общеевропейском  контексте истории национализма. Вкратце, русскость - совокупность национальных  характерных особенностей, которые определяют русских русскими и отличают русских от  других народов. Через русскость, по мнению черносотенцев, русские должны составлять сплоченное, самоопределяющее (самоидентифицирующее) сообщество, единое  в приверженности к формуле «Православие. Самодержавие. Народность». Черносотенное  понятие русскости сильно отличалось от определения русскости другими русскими  националистами того периода. Некоторые историки заметили, что черносотенное  определение «истинно-русского» означало не этническую, а скорее политическую  принадлежность - приверженность к триединой формуле «Православие. Самодержавие.  Народность». Черносотенное представление о русскости имело противоречивые применения. Черносотенцы подчеркивали всеохватывающую природу русского народа и  считали многих представителей нерусских народов членами русской наций. Однако они  также исключали целые категории русских из рядов русского народа и разделяли  нерусские народы империи на категории «дружественные к России» и «враждебные к России». Черносотенцы также часто использовали эсхатологические мотивы демонизации  внешних и особенно внутренних врагов России и русского народа. Заметим, что  черносотенцы следовали общеевропейскому течению политической эсхатологии. Важно  заметить, что дебаты о русскости были составной частью общеевропейского процесса  консолидации этнических и политических наций на фоне конкурирующих представлений  идентичности индивидуумов, групп и обществ. В статьях данной серии публикаций будет  проведен сравнительный анализ черносотенной концепции русскости с концепциями французскости во французской революции и немецкости в нацистской  Германии. Предмет анализа статей имеет огромную актуальность при современных дебатах  о национальных идентичностях и ценностях в Российской Федерации и многих европейских странах.


Об авторе

Т. РОККИ
Справочная библиотека Торонто
Канада

магистр исторических наук, магистр библиотековедения, научный  сотрудник библиотеки



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/index.htm. Заметим, что, несмотря на утверждение в Конституции РФ о соблюдении принципа самоопределения народов, сепаратистские, автономные и региональные партии и движения в России являются нелегальными. Статья 280, раздел 1 Уголовного кодекса РФ запрещает публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ http://www.ukrf.com/glava29.html. Справедливости ради заметим, что легальность сепаратистских партий в европейских странах не гарантирует успешного достижения их мечтаний о независимости. Современные европейские государства обычно сочетают унитаризм и федерализм в государственном правлении. Автономия регионов часто допускается, но конституции обычно не предусматривают положения по отделению регионов от государства и формированию новых независимых государств. Constitute: the world’s constitutions to read, search, explore https://www.constituteproject.org/.

2. Электронные источники о русскости и «Русском мире» включают: 1. Институт русской цивилизации под руководством историка и писателя О.А. Платонова http://www.rusinst.ru/. Сайт имеет исторические тексты некоторых черносотенцев; 2. Русский мир Евразии под руководством геополитика и неоевразийца А.Г. Дугина http://eurasia.su/. Сайт давно не обновляется.

3. Крайне правые популистские партии в современной Европе часто занимаются темой угрозы европейской идентичности и европейским ценностям из-за массовой миграции, особенно мусульман, и правительственной политики мультикультурализма. Эти партии также обвиняют Европейский Союз в нарушении суверенности членов-государств. См. исследования Европейской народной партии (Европартия демохристианских партий): Exposing the Demagogues: Right-wing and National Populist Parties in Europe https://www.martenscentre.eu/publications/exposing- demagogues-right-wing-and-nationalpopulist-parties-europe и Европейской социалистической партии: The Changing Faces of Populism: Systemic Challengers in Europe and the US http://www.fepseurope.eu/en/publications/details/53.

4. Главные сайты этих партий и движений включают: Европейский Свободный Альянс http://www.e-f-a.org/home - самая большая европартия сепаратистских, автономных и региональных партий; Федералистский союз европейских национальностей (http://www.fuen.org) - объединяет десятки ассоциаций этнических меньшинств, которые не классифицируются как политические партии. Эти ассоциации обычно представляют интересы меньшинств в отношениях с правительствами. Сайт «Националия» (http://www.nationalia.info), спонсируемый автономным правительством Каталонии.

5. Вопрос о сходствах и различиях между черносотенством и фашизмом (скорее всего, национал-социализмом) будет рассмотрен в будущей статье. Некоторые историки давно занимаются этим болезненным вопросом. Rogger H. Was there a Russian Fascism? The Union of the Russian People // The Journal of Modern History. - 1964. - Vol. 36. - No. 4. - Pp. 398-415; Ганелин Р. От черносотенства к фашизму. Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. - СПб.: МАЭ РАН, 2005. - C. 243-272. Автор данной статьи предполагает, что совсем некорректно называть черносотенцев фашистами или даже протофашистами. Черносотенство возникало в конкретных исторических условиях в пореформенной Российской империи и в Европе между 1789 и 1914 гг. Фашизм, национал-социализм и родственные крайне правые идеологии возникали в совсем разных исторических условиях в европейских странах, хотя эти идеологии и имели свою предысторию в Европе до Первой мировой войны и русской революции. Самое главное доказательство огромного различия между черносотенством и фашизмом - фашистское и нацистское эсхатологическое видение возрождения нации из современного хаоса совсем отсутствовало у черносотенства.

6. Размолодин М.Л. Трактовка понятия «русскости» в черносотенной идеологии // Научный журнал КубГАУ. - 2010. - № 62 (08). - С. 2.

7. Триединая формула была составлена в 1833 г. С.С. Уваровым, министром народного просвещения при царствовании Николая I. См.: Уваров С.С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Николаю I. URL: http://www.krotov.info/acts/19/1830/1833119.html.

8. См., напр.: Deme, Laszlo. From nation to class: the Changing Social Role of the Hungarian Nobility // International Journal of Politics, Culture, and Society. - 1988. - Vol. 1, No. 4. - Pp. 568-584. Ogelman N. Ethnicity, Demography, and Migration in the Evolution of the Polish Nation-State // The Polish Review. - 1955. - Vol. 40, No. 2. - Pp. 159-179.

9. См., напр.: исследование американского политолога Мирона Вейнера о разновидностях национализма в современном мире. Weiner M. People and States in a new ethnic order? // Third World Quarterly. - 1992. - Vol. 13. No. 2. - Pp. 317-333. Среди классических работ о национализме в прошлом и настоящем, см.: Gellner E. Nations and nationalism. 2nd ed. - Ithaca NY: Cornell University Press, 2008; Kohn H. The idea of nationalism: a study in its origins and background. - New York: The Macmillan Company, 1961; Smith A.D. Nationalism: theory, ideology, history. - Cambridge UK: Polity Press, 2010.

10. Степанов С.А. Черносотенные союзы и организации. Политические партии в России: история и современность. - М.: РОССПЕН, 2000. - C. 90-91.

11. Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. - М.: Яуза-пресс, 2013. - C. 50.

12. Политика русификации, усиленная в царствование Александра III и Николая II, упразднила привилегии местных элит и установила русский язык государственным языком. Политика русификация государственных (включая образовательную систему) и общественных институтов была частью общеевропейской тенденции к установлению лингвистического единообразия в государствах. Основные Государственные Законы провозгласили: «Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами». 23 апреля 1906 г. Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm. Заметим, что русификация имела любопытный побочный результат. В русских школах и вузах при общении с русскими коллегами представители этнических и религиозных меньшинств ознакомились с европейскими идеологиями в русских адаптациях.

13. Тютюкин С.В. Политическое пробуждение России на рубеже XIX-XX веков. Политические партии в России: история и современность. - М.: РОССПЕН, 2000.

14. Степанов С.A. Черносотенные союзы и организации. Политические партии в России: история и современность. - М.: РОССПЕН, 2000. - С. 91.

15. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_rel_97.php. Данные переписи не включали населения Финляндии, эмирата Бухары и ханства Хивы из-за их полуавтономного положения в империи. Также данные о старообрядцах и сектантах были заведомо занижены. Про анализ сложностей вопросов о языке и религии, см.: Cadiot J. Searching for Nationality: Statistics and National Categories at the End of the Russian Empire (1897-1917) // The Russian Review. - Vol. 64. - No. 3 (Jul., 2005). - Pp. 440-455. Сколько национальностей было в Российской империи? Данные из первой советской переписи в 1926 году дают некоторое представление. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/ussr_nac_26.php. В последней советской переписи в 1989 году дан своеобразный «канонический» список признанных национальностей в СССР. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php. Сложное дело - подсчитывать число национальностей в отдельных странах или в целом мире. См., напр.: Encyclopedia of world cultures. 10 vol. - Boston MA: Hall G.K., 1991-1996; Народы и религии мира. Энциклопедия. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. В электронной форме: http://static.iea.ras.ru/books/narody_i_religii_mira_enciklopediya.pdf. Бесплатная электронная энциклопедия «Википедия» имеет свои определения и описания национальностей: Wikipedia - Category - Ethnic Groups in Europe https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Ethnic_groups_in_Europe. Wikipedia - Category - Ethnic Groups in Asia https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Ethnic_groups_in_Asia.

16. Халилов Т.А. Политический порядок и проблема идеологии // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. - Ростов н/Д. - 2017. - № 3. - С. 247-256.

17. Многие эсхатологические тексты из библейских канонических и неканонических книг доступны в электронной форме. Русская апокрифическая студия: http://apokrif.fullweb.ru/.Early Jewish Writings: http://www.earlyjewishwritings.com. Early Christian Writings: http://www.earlychristianwritings.com. Gnosis Society Library: http://www.gnosis.org/library.html. Для сведений о происхождении и развитии эсхатологии, см.: Cohn N.R. The pursuit of the millennium: revolutionary millenarians and mystical anarchists of the Middle Ages. Rev. and expanded edition. - New York: Oxford University Press, 1970; Collins J.J., McGinn B., and Stein S.J.. (eds.). The encyclopedia of apocalypticism. 3 vol. - New York: Continuum, 1998; Goldish M. (ed.). Millenarianism and messianism in early modern European culture. 4 vol. - Dordrecht; Boston: Kluwer, 2001; Pagels E. The origin of Satan. - New York: Vintage Books, 1996. Заметим, что религиозные варианты эсхатологии сохранились дольше в России, чем в Европе. Миллионы христиан, особенно среди старообрядцев и сектантов, евреев и мусульман твердо верили в предстоящий конец света и пришествие Спасителя. Однако только во времена массовых потрясений, особенно в Русской революции и Гражданской войне, можно наблюдать определенные стремления верующих приблизить конец света. Приверженцы идеологической эсхатологии по всему политическому спектру часто сознательно хотели приблизить конец ненавистной системы.

18. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Сочинения И.В. Сталина. Toм 2 (1907-1913): https://www.marxists.org/russkij/stalin/t2/marxism_nationalism.htm. На английском языке: https://www.marxists.org/reference/archive/stalin/works/1913/03.htm.

19. Для подробного описания массовых депортаций народов, см.: Полян П.М. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. - М.: ОГИ- Мемориал, 2001. http://old.memo.ru/history/deport/.

20. Булдаков В.П. Хаос и этнос. Этнические конфликты в России, 1917-1918 гг. Условия возникновения, хроника, комментарий, анализ. - М.: Новый хронограф, 2010. - С. 5.

21. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Стейна Рингена «Народ дьяволов: демократические лидеры и проблема повиновения» // Историческая и социально- образовательная мысль. - 2016. - Том 8. № 2-2. - С. 205-206. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-205-206.

22. O’Leary B. On the Nature of Nationalism: An Appraisal of Ernest Gellner’s Writings on Nationalism // British Journal of Political Science. - 1997. - Vol. 27, No. 2. - Pp. 191-222 (198, 206).

23. Там же. - C. 106-108.

24. Там же. - C. 218-221.

25. Kohn H. The idea of nationalism: a study in its origins and background. - New York: The Macmillan Company, 1961. - C. 13-14.

26. Однако доля правды имеется в утверждении о разделении Европы по зонам гражданского и этнического национализма. Западные европейские правительства, в отличие от восточных правительств, не собирают данные об этнических происхождениях граждан. Совет Европы давно рекомендует, чтобы все правительства собирали такие данные, чтобы понимать нужды разных частей населения и сократить неравенство и дискриминацию. Simon P. «Ethnic statistics» and data protection in the Council of Europe countries. - Strasbourg: Council of Europe, 2007. https://www.coe.int/t/dghl/monitoring/ecri/activities/Themes/Ethnic_statistics_and_data _protection.pdf.

27. Kuzio T. The myth of the civic state: a critical survey of Hans Kohn’s framework for understanding nationalism // Ethnic and Racial Studies. - 2002. - Vol 25. No. 1. - Pp. 20-39 (21-33).

28. Dowe D. (ed.). Europe in 1848: revolution and reform. Trans. by D. Higgins. - New York: Berghahn Books, 2000; Rapport M. 1848: year of revolution. - New York: Basic Books, 2009; Революции 1848-1849 гг. 2 тома. - М.: Изд-во Академии наук, 1952; Sperber J. The European revolutions, 1848-1851. - New York: Cambridge University Press, 2005.

29. Hobsbawm E.J. The age of capital, 1848-1875. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1975. - Pp. 87- 89.

30. Там же. - C. 92-104. Для подробного анализа сложностей интеграции крестьянства во французской нации, см.: Weber E. Peasants into Frenchmen: the modernization of rural France, 1870-1914. - Stanford CA: Stanford University Press, 1976.

31. Hobsbawm E.J. The age of empire, 1875-1914. - London: Weidenfield and Nicolson, 1987. - C. 148- 155.

32. Latourette K.S. Christianity in a revolutionary age: a history of Christianity in the nineteenth and twentieth centuries. 5 vol. - New York: Harper, 1958-1962. Для сведений о языческих движениях, см.: Forsyth J. A history of the peoples of Siberia: Russia’s north Asian colony, 1581-1990. - Cambridge UK; New York: Cambridge University Press, 1994. Lantenari V. The religions of the oppressed: a study of modern messianic cults / Trans. from the Italian by L. gio. - London: MacGibbon & Kee, 1963. Заметим, что неоязыческие движения в современной Европе, в том числе в России, имеют сильные националистические и крайне правые тенденции: христианство считается чужой верой и враждебным к национальным ценностям европейских народов. См. сайт Европейского конгресса этнических религий: http://ecerorg.eu/. Научная литература об этих движениях довольно обширна. Camus J.-Y. The European Extreme Right and Religious Extremism // Central European Political Studies view. - 2007. - Part 4. Vol. IX. https://journals.muni.cz/cepsr/article/view/4399/3439; Lesiv M. The return of ancestral gods: modern Ukrainian Paganism as an alternative vision for a tion. - Montreal: McGill- Queen’s University Press, 2013; Шнирельман В.A. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. - М.: Библейско-богословский институт Св. Андрея Апостола, 2012.

33. Для подробного анализа этнографических групп русского народа, см.: Русские. Серия Народы и Культуры. - М.: Наука, 1999. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/index.htm.


Дополнительные файлы

Для цитирования: РОККИ Т. РЕВОЛЮЦИЯ СПРАВА: РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОСОТЕНСТВО И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ Часть II-I: черносотенное понятие русскости в общеевропейском контексте истории национализма и консолидации наций: воз- никновение и развитие разновидностей национализма в Российской империи и евро- пейских странах. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(3/2):54-71. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-54-71

For citation: ROCCHI T. REVOLUTION FROM THE RIGHT: THE RUSSIAN BLACK HUNDREDS MOVEMENT AND ITS PLACE IN THE HISTORY OF EUROPEAN FAR RIGHT PARTIES AND MOVEMENTS Part II-I: the Black Hundred understanding of Russianness in the general European context of the history of nationalism and the consolidation of nations: origins and development of varieties of nationalism in the Russian Empire and Europe. Historical and social-educational ideas. 2018;10(3/2):54-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-54-71

Просмотров: 240

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)