НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94

Полный текст:


Аннотация

Семья является основной средой жизни ребенка с СДВГ, определяющим фактором  формирования (развития) его личности, главным определяющим фактором его будущего,  дальнейшей жизнедеятельности. В статье констатируется, что семейное воспитание детей  старшего дошкольного возраста с СДВГ нуждается в высококвалифицированном (высокопрофессиональном) социально-педагогическом сопровождении  полифункциональной команды специалистов. В специализированном (многопрофильном)  психолого-медико-педагогическом центре работают специалисты различных профилей, объединенные усилия которых будут способствовать и обеспечивать выбор  оптимального варианта социально-педагогического сопровождения семейного воспитания  конкретного ребенка. В профессиональной деятельности сотрудников специализированного (многопрофильного) центра в сфере личностно-делового  взаимодействия с родителями ребенка с СДВГ заложен огромный (психологопедагогический, социально-медицинский, социально-педагогический,  социокультурный) потенциал для реализации технологии социально-педагогического  сопровождения семейного воспитания дошкольников с СДВГ. Авторы статьи утверждают,  что реализация технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ будет эффективной, если: в основу процесса  социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с  СДВГ заложен индивидуально-ориентированный, дифференцированный, системно- комплексный подходы; содержание социально-педагогического сопровождения семейного  воспитания старших дошкольников с СДВГ включает специализированную работу сотрудников Центра (педагогов, психологов, медиков, дефектологов, специалистов ЛФК) в  сфере формирования у родителей адекватного понимания особенностей ситуации  личностного развития их ребенка, осознания перспектив его дальнейшей социализации;  технология рассматриваемого сопровождения реализуется с учетом специфики жизненной ситуации конкретной семьи и ребенка, всех ее нюансов; обеспечивается интеграция  усилий специалистов различного профиля Центра в области диагностики,  прогнозирования, реализации выбранного варианта социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка. Материалы статьи могут быть использованы  в деятельности психолого-педагогических служб образовательных учреждений разного типа и центров развития детей, а также в ходе повышения  квалификации психологов, педагогов по проблеме социально-педагогического  сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ.


Об авторах

В. М. ГРЕБЕННИКОВА
Кубанский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой  психологии и педагогики, декан факультета психологии, педагогики  и коммуникативистики



Н. И. НИКИТИНА
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Россия

доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной работы, психолого-социальный факультет



Н. Ю. ПАДЫЛИН
Российский государственный социальный университет
Россия

кандидат педагогических наук, научный сотрудник, научно- образовательный центр НИИ перспективных направлений и технологий



Список литературы

1. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - С. 13-16.

2. Брязгунов И.П. [и др.] Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002.

3. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Социально-педагогические, интегративно- антропологические и технологические аспекты формирования инклюзивной образовательной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. Т. 8. - № 4- 2. - С. 119-126.

4. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2008.

5. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // пед. - 2007. - № 3. - С. 13-18.

6. Иванюк Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в условиях центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГСУ, 2006. - 24 с.

7. Ливинская А.М. Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2007. - 24 с.

8. Машкович Н.В., Падылин Н.Ю., Никитина Н.И. Типичные трудности семейного воспитания старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «В мире науки и инноваций» (20 апреля 2017 г., г. Казань). - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 100-106.

9. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб., 2007.

10. Никитина Н.И., Гребенникова В.М., Козлова Д.А. Некоторые аспекты тьюторства в системе инклюзивного образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 3 (9). - С. 35-39.

11. Сатари В.В., Немкова С.А. Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей // Управление начальной лой. - 2010. - № 10. - С. 11-15.

12. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М., 2008.

13. Степанова Т.М. Дети-непоседы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). - М., 2013.

14. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. - СПб., 2004.

15. Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психотерапия детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. - 2011. - № 2. - С. 8-11.

16. Grebennikova V.M., Nikitina N.I. Theoretical-methodological and socio-pedagogical foundations of inclusive education // Журнал министерства народного просвещения. - 2016. - № 3 (9). - С. 93-102.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ГРЕБЕННИКОВА В.М., НИКИТИНА Н.И., ПАДЫЛИН Н.Ю. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(3/2):83-94. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94

For citation: GREBENNIKOVA V.M., NIKITINA N.I., PADYLIN N.Y. SOME ASPECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER (ADHD) IN A SPECIALIZED CENTER. Historical and social-educational ideas. 2018;10(3/2):83-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94

Просмотров: 59

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)