ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУР РУСИ И ВИЗАНТИИ: К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-13-21

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу использования нарабо-
ток отечественного византоведения в образова-
тельном пространстве для преодоления фальсифи-
кации истории. Цель исследования - определить
продуктивность взаимодействия византийского
культурно-исторического типа и Руси в IX-XV вв. для
формирования российской государственности и
национального самосознания. Стремление совре-
менной России придерживаться национальных ин-
тересов и традиционных способов выхода из кри-
зисных ситуаций вызывает противодействие со сто-
роны политических приверженцев однополярного
мира. Одним из средств идеологического противо-
стояния является декларирование необходимости
приобщения России к западным ценностям, ее от-
сталости и культурной несостоятельности. Цивили-
зационный путь, выбранный Россией, имеет ряд
черт, свойственных Византийской империи: «муль-
тикультурализм», многонациональность, вертикаль
власти для управления огромным государством и
длительная жизнеспособность, несмотря на непре-
рывную необходимость защиты своих территорий.
Популяризация их продуктивности в историческом
образовании позволит укрепить национальное са-
мосознание и определить коэффициент полезного
действия учета исторического опыта. Влияние ви-
зантийского культурно-исторического типа на Русь
не носило исключительно одностороннего характе-
ра. Контакты Руси и Византии определялись взаи-
модействием и взаимопроникновением в различ-
ных сферах жизнедеятельности. Русь, несмотря на
более слабое положение, оказывала влияние на не-
которые аспекты жизни византийского общества и
армии. Взаимовлияние Руси и Византии имеет про-
лонгированный характер, не ограничивается пери-
одом непосредственного взаимодействия. Россий-
ская идентичность основывается на учете цивили-
зационного опыта и исторических аналогий, посто-
янного сопоставления с культурами Запада и Восто-
ка. В историческом образовании возможно и необ-
ходимо более широкое использование результатов
научных исследований византоведения и теории
культурно-исторических типов для формирования
базовых ценностных ориентиров.


Об авторах

Людмила Галутво
Кубанский государственный университет
Россия

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры исто-
рии России



Виталий Петренко
Государственный архив Краснодарского края
Россия

магистр истории, ведущий специалист отдела научно-
справочного аппарата



Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

2. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Сборник статей. Т.1. М., 1885. URL: https://www.runivers.ru/bookreader/book593911/#page/2/mode/1up (дата обращения: 18.06.2018).

3. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 2010. С. 19, 22, 27, 28; Леонтьев К.Н. Панславизм и греки // Там же. С. 33-36, 40.

4. Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил // Константин Леонтьев: Pro et contra. Лич-ность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891 1917 годов. Т. 1. СПб., 1995.

5. Фонд «Общественное мнение». Опросы населения. 2000 год. URL: http://fom.ru/TSennosti#page=3 (дата обращения: 25.06.2017).

6. Разные точки зрения. Россия часть Европы или отдельная цивилизация? URL: http://sides.su/index.php?id=55&co=1 (дата обращения: 18.06.2018)

7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13 (июль). Вып. 2787. С. 10-124.

8. Вагнер Г.К. Византия и Русь. М., 1989.

9. Степанова М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Высготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 19-29.

10. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологической мировой истории. Минск., 2009.

11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2003.

12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Сла-вянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Галутво Л., Петренко В. ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУР РУСИ И ВИЗАНТИИ: К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/1):13-21. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-13-21

For citation: ., . . Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/1):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-13-21

Просмотров: 9

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)