ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУР РУСИ И ВИЗАНТИИ: К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-13-21

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу использования наработок  отечественного византоведения в образовательном пространстве для преодоления фальсификации истории. Цель исследования ‑ определить продуктивность взаимодействия византийского культурно-исторического типа и Руси в IXXV вв. для формирования российской государственности и национального самосознания. Стремление современной России придерживаться национальных интересов и традиционных способов выхода из кризисных ситуаций вызывает противодействие со стороны политических приверженцев однополярного мира. Одним из средств идеологического противостояния является декларирование необходимости приобщения России к западным ценностям, ее отсталости и культурной несостоятельности. Цивилизационный путь, выбранный Россией, имеет ряд черт, свойственных Византийской империи: «мультикультурализм», многонациональность, вертикаль власти для управления огромным государством и длительная жизнеспособность, несмотря на непрерывную необходимость защиты своих территорий. Популяризация их продуктивности в историческом образовании позволит укрепить национальное самосознание и определить коэффициент полезного действия учета исторического опыта. Влияние византийского культурно-исторического типа на Русь не носило исключительно одностороннего характера. Контакты Руси и Византии определялись взаимодействием и взаимопроникновением в различных сферах жизнедеятельности. Русь, несмотря на более слабое положение, оказывала влияние на некоторые аспекты жизни византийского общества и армии. Взаимовлияние Руси и Византии имеет пролонгированный характер, не ограничивается периодом непосредственного взаимодействия. Российская идентичность основывается на учете цивилизационного опыта и исторических аналогий, постоянного сопоставления с культурами Запада и Востока. В историческом образовании возможно и необходимо более широкое использование результатов научных исследований византоведения и теории культурно-исторических типов для формирования базовых ценностных ориентиров.


Об авторах

Людмила ГАЛУТВО
Кубанский государственный университет
Россия
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России


Виталий ПЕТРЕНКО
Государственный архив Краснодарского края
Россия
магистр истории, ведущий специалист отдела научно-справочного аппарата


Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

2. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Сборник статей. Т.1. М., 1885. URL: https://www.runivers.ru/bookreader/book593911/#page/2/mode/1up (дата обращения: 18.06.2018).

3. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 2010. С. 19, 22, 27, 28; Леонтьев К.Н. Панславизм и греки // Там же. С. 33-36, 40.

4. Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил // Константин Леонтьев: Pro et contra. Лич-ность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891 1917 годов. Т. 1. СПб., 1995.

5. Фонд «Общественное мнение». Опросы населения. 2000 год. URL: http://fom.ru/TSennosti#page=3 (дата обращения: 25.06.2017).

6. Разные точки зрения. Россия часть Европы или отдельная цивилизация? URL: http://sides.su/index.php?id=55&co=1 (дата обращения: 18.06.2018)

7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13 (июль). Вып. 2787. С. 10-124.

8. Вагнер Г.К. Византия и Русь. М., 1989.

9. Степанова М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Высготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 19-29.

10. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологической мировой истории. Минск., 2009.

11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2003.

12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Сла-вянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ГАЛУТВО Л., ПЕТРЕНКО В. ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУР РУСИ И ВИЗАНТИИ: К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/1):13-21. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-13-21

For citation: GALUTVO L., PETRENKO V. MUTUAL INTERPRETATION OF RUS AND BYZANTIUM CULTURES: OVERCOMING THE FALSIFICATION OF HISTORY IN THE EDUCATIONAL SPHERE. Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/1):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-13-21

Просмотров: 32

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)