МНОГОВЕКОВОЙ СПОР О РОЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-88-97

Полный текст:


Аннотация

В статье рассмотрена история полемики в отношении причин детерминации личностных качеств индивидов. Данные вопросы рассматривались еще в трудах выдающихся мыслителей античности и продолжают обсуждаться до сих пор. Для древнегреческих философов было характерно пристальное внимание к человеку и его духовной стороне, представление о сложном механизме развития у человека заложенных природных возможностей. Средневековое христианство отстаивало догмат об абсолютном божественном начале. Интерес к изучению личности вновь возник в трактатах мыслителей Эпохи Возрождения, оказавших  влияние на философию Нового времени и  Просвещения. С развитием знаний о физиологии нервной деятельности проблема наследственной и социальной детерминации поднялась на новую ступень и вовлекла в обсуждение данного вопроса ведущих педагогов, ученых естествоиспытателей и философов. В статье проанализированы представления Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Д. Локка, К. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, П.Ф. Лесгафта, З. Фрейда, С. Холла, А.Б. Залкинда, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева о причинах индивидуальности человеческой психики. На протяжении всей истории развития философской мысли проблема природной и социальной детерминации в развитии личности была одной из центральных. 


Об авторе

Роман ФАНДО
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Россия
кандидат биологических наук, заместитель директора по науке


Список литературы

1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2007. 544 с.

2. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. 238 с.

3. Платон. Государство // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

4. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 645-680.

5. Локк Д. Мысли о воспитании // История педагогики и образования / под ред. З.И. Василье-вой. М.: Академия, 2008. 432 с.

6. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М.: ИФ РАН, 2001. 368 с.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.

8. Фролов И.Т. Избранные труды. В 3 т. Т. 3: О человеке и гуманизме. М.: Наука, 2003. 789 с.

9. Бух Е.Ш. Человековедение по Лесгафту. М.: Лаватера, 2005. 44 с.

10. Каганович А.А. Проблема формирования личности в истории отечественной педагогики. Ульяновск: Обл. тип. «Печатный двор», 2007. 320 с.

11. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Удмуртский университет, 2001. 304 с.

12. Залкинд А.Б. Педология: Утопия и реальность. М.: Аграф, 2001. 464 с.

13. Блонский П.П. Педология: Учебник для высш. пед. учеб. заведений. М.: Госучизд, 1934. 338 с.

14. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

15. Луначарский А.В. Детский дом // Журнал Главсоцвоса НКП. 1929. № 1-2. С. 11-12.

16. Заварзина Л.Э. Педагогика: исторические портреты. Воронеж: Черноземье, 1997. 128 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ФАНДО Р. МНОГОВЕКОВОЙ СПОР О РОЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/1):88-97. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-88-97

For citation: FANDO R. CENTURIES-OLD DISPUTE ABOUT A ROLE OF HEREDITARY AND EDUCATION FOR DEVELOPMENT OF PERSONALITY: HISTORY OF PROBLEM. Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/1):88-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-88-97

Просмотров: 25

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)