ПОЛИТИКА ТАТИЗАЦИИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ НА ЭТНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-108-117

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается отражение «политики татизации» на этническом самочувствии горских евреев, потому что одной из причин трансформации их этнической идентичности явилась ее реализация, которая включила горских евреев в состав татского народа. По результатам нашего исследования установлено существование в массовом сознании горских евреев отрицательной оценки «политики татизации» с мотивацией, что она была направлена на искусственное объединение горских евреев с татами-мусульманами и татами-христианами, с народами, которые чужды горским евреям по этнической культуре и вероисповеданию. Негативная характеристики «политики татизации» заметно выражена в подгруппах, имеющих высокий образовательный статус, и у старшего поколения, которые, располагая определенным жизненным опытом, а также знакомством с научной литературой, объективно оценивают результаты включения горских евреев в состав татов. Более того, в массовом сознании горских евреев имеет место жесткое обозначение этнической границы между своей этногруппой и татами с мотивацией, что они (таты-мусульмане и таты-христиане) «очень далеки» им по характеру, темпераменту, образу жизни. Ключевой в этнической идентичности является эмоциональная часть, что выразилось в чувстве гордости горских евреев принадлежностью к своей этнической общности. При этом наиболее ярко осознание своей национальной принадлежности у горских евреев проявляется сквозь призму испытываемых позитивных эмоций за достижения представителей своего народа в науке, литературе, спорте, культуре,  более того, оно усиливается при нахождении в этнокультурном пространстве своего народа.  Ярко выраженные эмоции не свидетельствуют о существовании в массовом сознании горских евреев противопоставления иным этническим группам, скажем больше, им характерна ассоциация с кавказскими народами ‑ «такие же, как представители других кавказских народов». По результатам нашего исследования в общественном сознании горских евреев превалирует суждение, констатирующее существовании интолерантности в отношении их народа, что вызывает определенную тревогу, ибо является почвой ухудшения межнационального климата.


Об авторе

Мадина ШАХБАНОВА
Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский научный центр Российской академии наук
Россия
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии


Список литературы

1. Членов М. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в ХХ веке // Диаспоры. Независимый научный журнал. 2000. № 3. С. 174-197.

2. Там же.

3. Семенов И.Г. О происхождении горских евреев. М.: Солист, 1997. 32 с.; Семенов И.Г. Ос-новные критерии традиционной идентичности горских евреев // Психологические свой-ства современного исторического знания: Мат-лы II Междунар. раб. семинара по историче-ской психологии (8 февраля 2003 г., Краснодар) / Кубанский гос. ун-т; НИИ социально-гуманитарных проблем. Междисциплинарный научный центр историко-психологических исследований. Краснодар, 2003. С. 281-283.

4. Колесов В., Сень Д. Недолгая история горских евреев Северо-Западного Кавказа // Диаспоры. Независимый научный журнал. 2000. № 3. С. 198-210.

5. Мурзаханов Ю.И. Свадебные обряды горских евреев Северного Кавказа: традиции и инно-вации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67). C. 137-139; Мурзаханов Ю.И. Семейно-брачный институт у нальчикских горских евреев: традиции и современность // Общество: философия, история, культура. 2016. № 4. С. 66-68.

6. Сосунов Г.С. Еврейские памятники Восточного Кавказа / Пред. Ю.И. Мурзаханова и И.Г. Се-менова. Махачкала, 2007. С. 180-215.

7. Назарова Е.М. К проблеме «язык или диалект» на материале разновидностей татского языка // Тез. докл. научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института истории, археологии и этнографии, а также Института языка, литературы и ис-кусства в 1992 1993 гг. Махачкала, 1994. С. 120-121.

8. Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М.: Наука, 1979. 238 с.

9. Грюнберг А.Л., Давыдова Л.Х. Татский язык // Основы иранского языкознания: Новоиран-ские языки: Западная группа, прикаспийские языки. М.: Наука, 1982. С. 231-286.

10. Членов М. Уаз. соч.

11. Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания // Традиции в современном обществе. М., 1981. С. 319-321.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ШАХБАНОВА М. ПОЛИТИКА ТАТИЗАЦИИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ НА ЭТНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/1):108-117. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-108-117

For citation: SHAKHBANOVA M. TATIZATION POLICY AND ITS REFLECTION ON ETHNIC HEALTH OF MOUNTAIN JEWS. Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/1):108-117. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-108-117

Просмотров: 39

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)