РЕВОЛЮЦИЯ СПРАВА: РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОСОТЕНСТВО И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-13-34

Полный текст:


Аннотация

Черносотенное понятие русскости было составной частью общеевропейского процесса консолидации этнических и политических наций на фоне конкурирующих представлений идентичности индивидов, групп и обществ. Данная статья исследует начало этого грандиозного процесса в годы Французской революции. Французские революционеры, впервые на крупном примере в Европе, занимались определением нации и начали процесс установления норм к включению индивидов в нацию и исключению из нее. В эти бурные годы складывалась концепция французскости в политическом смысле. Можно заметить значительные элементы преемственности между пониманием французских революционеров французскости и черносотенным понятием русскости. Что сближало концепции французскости и русскости? Это были политические категории нации, установление норм правильного политического поведения, критерии к исключению индивидов и целых социальных групп из рядов нации, использование эсхатологических мотивов демонизации внешних и особенно внутренних врагов страны и народа. Однако были и различия между французскими революционерами и черносотенцами. Черносотенцы признавали языковые права «дружественных народов» в России, несмотря на черносотенную поддержку русификации. Французские революционеры приняли серьезные меры к уничтожению местных диалектов французского языка и языков этнических меньшинств во имя разгрома очагов духа «аристократизма» и контрреволюции. 


Об авторе

Тони РОККИ
Справочная библиотека Торонто
Канада
магистр исторических наук, магистр библиотековедения, научный сотрудник библиотеки Справочная библиотека Торонто,г. Торонто, Канада


Список литературы

1. Размолодин М.Л. Трактовка понятия «русскости» в черносотенной идеологии // Научный журнал КубГАУ. 2010. № 62 (08). С. 2

2. Religlaw: International Centre for Law and Religion Studies: Religious Freedom in France. https://www.religlaw.org/index.php?pageId=22&contentId=862&blurbId=26402

3. В парламентских выборах 2017 г. новые популистские партии по всему спектру наносили сокрушительные поражения истэблишментским партиям голлистов (республиканцев) и социалистов. http://www.parties-and-elections.eu/france.html

4. Халилов Т.А. Александр Шмеман: идея соотнесенности и позиция радикального контестатора // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. Ростов н/Д, 2017. № 2. С. 242-248.

5. Западная литература о сложностях коллаборационизма и сопротивления во Второй мировой войне обширна и разоблачает миф о всеобщем участии французов в движении сопротивления. См. напр.: Jackson, Julian. France: the dark years, 1940 1944. Oxford UK; New York: Oxford University Press, 2001. Также существуют в современной Франции правые движения, которые отвергают наследство Французской революции. Роялистское движение Action Francaise Французское Действие, основано в 1899 г., самая старая монархистская организация в Европе. https://www.actionfrancaise.net/ Более элитарное враждебное отношение к Французской революции и ее ценностям занимает «Новое Право», сеть индивидуумов, институтов и кружков возникших во Франции в 60-х годах. Главный институт «Нового Права» Группа исследований по европейской цивилизации http://grece-fr.com/ Директор института Алэн dе Бенуа (Alain de Benoist) имеет свою сеть почитателей. Les amis de Alain de Benoist. http://www.alaindebenoist.com/

6. Israel, Jonathan. Revolutionary ideas: an intellectual history of the French Revolution from the Rights of Man to Robespierre. Princeton NJ: Princeton University Press, 2014. С. 221. В других работах Исраэля идеи эпохи Просвещения играли первую роль в формирования революционного менталитета среди представителей образованных классов. Israel, Jonathan. Radical enlightenment: philosophy and the making of modernity, 1650 1750. London; New York: Oxford University Press, 2001; Israel, Jonathan. Enlightenment contested: philosophy, modernity, and the emancipation of man, 1670 1752. London; New York: Oxford University Press, 2006; Israel, Jonathan. Democratic enlightenment: philosophy, revolution, and human rights 1750 1790. New York: Oxford University Press, 2011. В своей последней работе Исраэль констатировал, что Американская революция (Война за независимость) разжигала волну революций в Европе, Латинской Америке и на других континентах между 1775 и 1848 гг. Israel, Jonathan. The expanding blaze: how the American Revolution ignited the world, 1775 1848. Princeton NJ: Princeton University Press, 2017.

7. Talmon J.L. The origins of totalitarian democracy. London: Secker & Warburg, 1955.

8. Declaration of the Rights of Man 1789. Ст. 3. http://avalon.law.yale.edu/18th_century/rightsof.asp

9. Основные работы Роберта Палмера и Жака Годешо о веке демократической революции: Godechot, Jacques Leon. La grande nation: l’expansion revolutionnaire de la France dans le monde, 1789 1799. 2e ed. Paris: Aubier Montaigne, 1983; Godechot, Jacques Leon. Les revolutions (1770 1799). Paris: Presses universitaires de France, 1970; Godechot, Jacques Leon. The counter-revolution: doctrine and action, 1789 1804. Trans. from the French by Salvator Attanasio. New York: H. Fertig, 1971; Palmer R.R. The age of the democratic revolution; a political history of Europe and America. 2 vol. Princeton NJ: Princeton University Press, 1959 1964. Сравнительный подход к изучению общеевропейских революций 1848 1849 гг. никогда не был дискуссионным. См.: Dowe D. (ed.). Europe in 1848: revolution and reform. Trans. by D. Higgins. New York: Berghahn Books, 2000; Rapport M. 1848: year of revolution. New York: Basic Books, 2009; Революции 1848 1849 гг. 2 тома. М.: Издательство Академии наук, 1952; Sperber J. The European revolutions, 1848 1851. New York: Cambridge University Press, 2005.

10. McPhee, Peter. Rethinking the French Revolution and the "Global Crisis" of the of the Late-Eighteenth Century // News and Papers from the George Rude Seminar / French History and Civilization. 2015. Vol. 6. С. 56-64, 64. https://h-france.net/rude/wp-content/uploads/2017/08/McPheeVol6.pdf

11. Sieyes, Emmanuel-Joseph. What is the Third Estate? (1789). http://pages.uoregon.edu/dluebke/301ModernEurope/Sieyes3dEstate.pdf

12. Cochin, Augustin. Les societies de pensee et la democratie modern P. 5. http://misraim3.free.fr/divers2/SOCIETES.PDF

13. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. http://www.vehi.net/vehi/

14. Declaration of the Rights of Man, Преамбула. http://avalon.law.yale.edu/18th_century/rightsof.asp

15. Schama, Simon. Citizens: a chronicle of the French Revolution. New York: Knopf, 1989. P. 423.

16. Там же. P. 439.

17. Constitution de 1791, Преамбула. http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/les-constitutions-de-la-france/constitution-de-1791.5082.html

18. Американский историк Д.М.Г. Сатерлэнд подробно описывает массовые антиреволюционные и контрреволюционные движения в первых годах революции. Sutherland D.M.G. The French revolution and Empire: the quest for a civic order. Malden MA; Oxford: Blackwell Pub., 2003.

19. Tackett, Timothy. The coming of the terror in the French Revolution. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2015. C. 432-434.

20. Andress, David. The terror: civil war in the French Revolution. London: Little, Brown, 2005. P. 46.

21. Там же. P. 224.

22. Халилов Т.А. Политический порядок и проблема идеологии // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. Ростов н/Д, 2017. № 3. С. 247-256.

23. Doyle, William. The Oxford history of the French Revolution. 2nd ed. Oxford; New York: Oxford University Press, 2002. P. 224.

24. Kaplan, Steven L. The Famine Plot Persuasion in Eighteenth-Century France. Transactions of the American Philosophical Society. 1982. Vol. 72. No. 3. Pp. 1-79.

25. Lefebvre, Georges. The Great Fear of 1789; rural panic in revolutionary France. Introd. by George Rudé. Trans. from the French by Joan White. New York: Basic Books, 1973.

26. Schama. P. 435.

27. Sutherland. P. 159.

28. Можно найти в электронной форме 4-томную работу Барруэля о якобинстве, опубликованную в 1797 1798 гг.: Barruel A.A. Memoirs Illustrating the History of Jacobinism. https://archive.org/search.php?query=barruel%20jacobinism.

29. Многие эсхатологические тексты из библейских канонических и неканонических книг доступны в электронной форме. Русская апокрифическая студия. http://apokrif.fullweb.ru/. Early Jewish Writings. http://www.earlyjewishwritings.com. Early Christian Writings. http://www.earlychristianwritings.com. Gnosis Society Library. http://www.gnosis.org/library.html. Для сведений о происхождении и развитии эсхатологии см.: Cohn, Norman Rufus. The pursuit of the millennium: revolutionary millenarians and mystical anarchists of the Middle Ages. Rev. and expanded ed. New York: Oxford University Press, 1970; Collins, John Joseph, Bernard McGinn, and Stephen J. Stein. (eds.). The encyclopedia of apocalypticism. 3 vol. New York: Continuum, 1998; Goldish, Matt. (ed.). Millenarianism and messianism in early modern European culture. 4 vol. Dordrecht; Boston: Kluwer, 2001; Pagels, Elaine. The origin of Satan. New York: Vintage Books, 1996. Марксистские историки, в том числе советские, описывали массовые эсхатологические движения средних веков антифеодальными движениями в религиозном обличье, потому что Церковь освятила феодальной строй. См., напр.: Kautsky, Karl. Communism in Central Europe at the time of the Reformation. 1897. https://www.marxists.org/archive/kautsky/1897/europe/index.htm. Современный русский националист Игорь Шафаревич описывал эти движения предшественниками современного социализма, потому что они выступали за уничтожение частной собственности, религии, семьи, политического и социального неравенства и индивидуальной личности. Шафарович И.Р. Социализм как явление мировой истории. М.: ЕКСМО, Алгоритм, 2003. Религиозные эсхатологические движения тоже имели место во Французской революции. Заметим, что религиозные варианты эсхатологии сохранились дольше в России, чем в Европе. Миллионы христиан, особенно среди старообрядцев и сектантов, евреев и мусульман, твердо верили в предстоящий конец света и пришествие Спасителя. Однако только во времена массовых потрясений, особенно в Русской революции и гражданской войне, можно наблюдать определенное стремление верующих приблизить конец света. Приверженцы идеологической эсхатологии по всему политическому спектру часто сознательно хотели приблизить конец ненавистной системы.

30. Аверинцев И.И. Сатана. Мифы народов мира: Энциклопедия. 2 т. М: Большая российская энциклопедия, 1998.

31. Pagels, Elaine. The origin of Satan. New York: Random House, 1995. P. xviii.

32. Там же. P. 51

33. Там же. P. 49

34. Schama. P. 439, 475.

35. Для сведений о прошлом и настоящем положении французского языка, его местных диалектов и языков этнических меньшинств см.: Leclerc, Jacques. Histoire de la langue francaise. http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/histlngfrn.htm; France, Ministere de la Culture. Langue francais et langues de France. http://www.culture.gouv.fr/Thematiques/Langue-francaise-et-langues-de-France.

36. Bell, David A. Lingua Populi, Lingua Dei: Language, Religion and the Origins of French Revolutionary Nationalism // The American Historical Review. 1995. Vol. 100. Pp. 1403-1437, 1425-1430.

37. Там же. P. 1419.

38. Там же. P. 1420.

39. Barere de Vieuzac, Bertrand. Rapport du Comite de salut public sur les idiomes. http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/barere-rapport.htm

40. Там же.

41. Там же.

42. Там же.

43. Gregoire, Henri Jean-Baptiste. Rapport sur la necessite et les moyens d’aneantir les patois et d’universaliser la langue francaise. http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/gregoire-rapport.htm.

44. Там же.

45. Там же.

46. La Revolution francaise : la langue nationale (1789 1870). http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/HIST_FR_s8_Revolution1789.htm#2_Le_guerre_aux_%C2%ABpatois%C2%BB_sous_la_R%C3%A9volution_(1789-1799)__.

47. Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. М.: Яуза-пресс, 2013. С. 50.

48. Как провозгласили Основные Государственные Законы, «русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами». 23 апреля 1906 г. Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm.


Дополнительные файлы

Для цитирования: РОККИ Т. РЕВОЛЮЦИЯ СПРАВА: РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОСОТЕНСТВО И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/2):13-34. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-13-34

For citation: ROCCHI T. REVOLUTION FROM THE RIGHT: THE RUSSIAN BLACK HUNDREDS MOVEMENT AND ITS PLACE IN THE HISTORY OF EUROPEAN FAR RIGHT PARTIES AND MOVEMENTS. Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/2):13-34. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-13-34

Просмотров: 268

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)