К ВОПРОСУ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (КОНЕЦ XVIII XIX вв.): МИФОТВОРЧЕСТВО И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-52-58

Полный текст:


Аннотация

В настоящей статье автором уделено внимание основным этапам становления и развития духовной и светской системы образования мусульманских народов Северного Кавказа в 80-е годы ХVIII ‑ конце XIX в., а также освещены особенности ведения просветительской политики государством в области образования мусульманских народов Северного Кавказа в указанный период. Особое внимание уделено выявлению новой фактической информации, способствующей большей объективизации истории данного вопроса. Социально-политическая и экономическая ситуация, в которой оказались центр и периферия в рассматриваемое время, послужила причиной достаточно серьезных изменений в системе образования. Решившись на быстрое приведение учебных заведений края в соответствие с едиными требованиями, имперская администрация решила отменить его особое положение. Наравне с успехами имелись и недостатки, в результате которых система управления на Северном Кавказе к началу ХХ столетия пришла в упадок, отразилось это и на образовании. Вся передовая общественность понимала, что необходимо реорганизовать школу, и тут появилось новое течение под названием джадидизм (общественно-политическое и просветительское движение среди мусульманских народов в Российском государстве), зародившееся на Кавказе в начале ХХ столетия.


Об авторе

Руслан ХАЧИДОГОВ
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ
Россия
старший преподаватель, кафедра огневой подготовки, 

г. Нальчик, Россия



Список литературы

1. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII начало ХХ в.): Сборник матери-алов / сост. Д.Ю. Арапов. М.: Наталис, 2006. С. 23.

2. Блейх Н.О. Система просветизма Северного Кавказа конца XIХ начала ХХ века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2016. № 3(191). С. 17-20. DOI 10.18522/0321-3056-2016-3-17-20.

3. Журнал Министерства Народного Просвещения. 1869. Ч. 146. С. 131.

4. Карданов Р.Р., Шхагапсоева М. Х. Понимание нормы права в национальном законода-тельстве и международном праве. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6-1. С. 142-145. DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-142-145

5. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) Ф.400 Главный штаб. Ф.846 Военно-ученый архив. Д.234. Л.56.

6. Услар П. О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Т. III. Отд. 4.

7. Национальный архив Грузии (НАГ). Ф.229. Канцелярия наместника на Кавказе по военно-народному управлению. 1883 1908 гг. Оп.1. Д.1078; Оп.2, Д. 705, 903, 2090, 2306; Д.1001. Л.44-46.

8. Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1877. С. 34.

9. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия Алания (ЦГА РСО-А). Ф.12. Оп.5. Д.125. Л.111.

10. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1876 год. Тифлис, 1877. С. 16-20.

11. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1878 год. Тифлис, 1877. С. 121.

12. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1897 год. Тифлис, 1897. С. 108-111, 510-511.

13. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА РФ). Ф.1290. Оп.11. Д.2373. Л.8-10.

14. Халилов Т.А. Рецензия на книгу известного историка Н.Ф. Бугая о казаках юга России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2. С. 355.

15. Циркулярные положения Попечителя Кавказского учебного округа, начальника учебных заведений «О фундаментальных библиотеках». Тифлис. 1874. № 210. С. 87.

16. Машекуашева М.Х. Размышления об организации и методах исследования смысловой ре-гуляции в обучении // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 4. С. 291-295.

17. Машекуашева М.Х., Абакумова И.В., Лукьяненко М.А. Технологические особенности станов-ления интегральной смысловой ориентации личности в учебном процессе // Северо-Кавказский психологический вестник. 2004. № 1. С. 158.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ХАЧИДОГОВ Р. К ВОПРОСУ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (КОНЕЦ XVIII XIX вв.): МИФОТВОРЧЕСТВО И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/2):52-58. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-52-58

For citation: KHACHIDOGOV R. TO THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF THE NORTH CAUCASUS MUSLIM PEOPLES (THE END OF THE 18 19th CENTURIES): MYTH-MAKING AND OBJECTIVE REALITY. Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/2):52-58. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-52-58

Просмотров: 31

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)