ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: ЭТАПЫ СТОЛЕТНЕГО ПУТИ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-67-82

Полный текст:


Аннотация

Данная статья представляет собой краткий очерк, посвященный основным вехам становления и 100-летнего развития высшего исторического образования в старейшем вузе Дальнего Востока России ‑ Дальневосточном федеральном университете. Через цепь взаимосвязей событий в институциональном развитии высшего исторического образования, академической исторической науки и биографий преподавателей, выпускников в отдаленном регионе страны показаны основные итоги пройденного пути. Подготовка историков осуществлялась на разных этапах существования ДВФУ: в Восточном Институте, Государственном дальневосточном университете (ГДУ), Владивостокском государственном педагогическом институте (ВГПИ), Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) ‑ и продолжает развиваться в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Каждый этап вносил в процесс подготовки историков свою специфику, связанную с общей судьбой российского общества. Около 70 лет истории пришлось на советскую эпоху ХХ в. Несмотря на влияние революционной социально-экономической и культурной платформы преподавания истории в вузе, благодаря личности педагога, укреплению материально-технической базы, постоянному повышению квалификации педагогических кадров, сотрудничеству с другими вузами и академической структурой, осуществлялся достойный образовательный процесс. 25 последних лет ‑ это годы радикальных реформ, результаты которых для высшего исторического образования в ДВФУ оказались весьма противоречивыми.


Об авторах

Ангелина ВАЩУК
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточное отделение Российской академии наук
Россия

доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом социально-политических исследований, г. Владивосток, Россия



Светлана ДУДАРЕНОК
Дальневосточный федеральный университет
Россия

доктор исторических наук, профессор, г. Владивосток, Россия



Список литературы

1. Терехов А.Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в ХХ в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 1(17). С. 51-61.

2. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст) // Проблемы современного образования. 2010. № 1. С. 34-44.

3. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995. С. 74.

4. Ермакова Э.В. Становление исторического и филологического образования на Дальнем Во-стоке // 85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Во-стоке России: материалы научной конференции 4-5 марта 2003 г. Часть 1. Сборник трудов Института истории и философии ДВГУ: Мат-лы науч. конф. Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 2003. 508 с.

5. История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах. 1899 1989. Владивосток, 1999. 628 с.

6. Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899 2008 / С.М. Дударёнок, Э.В. Ермакова, Е.А. Поправко, И.К. Капран и др. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. 584 с.

7. Кривоноженко А.Ф. Петроградский университет в 1917 1922: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2014.

8. Гришаев О.В. Историческое образование и историческая наука В СССР в конце 1920 начале 1930-х годов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. № 15 (186). Вып. 31. С.144-152.

9. Ермакова Э.В. Указ. соч. С. 8.

10. Самигулин Р.М. Частный историко-филологический факультет: У истоков становления профессионального исторического образования на Дальнем Востоке // Гуманитарные ис-следования в восточной Сибири и на Дальнем Восток. 2013. № 5. С. 21-25.

11. Ермакова Э.В. Указ. соч.

12. Самигулин Р.М. Указ. соч. С. 23.

13. Макаренко В.Г. К 40-летию Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН // Вестник ДВО РАН. 2011. № 1.

14. Воспоминания В. Малаховой (выпуск 1972 г.). К столетию исторического образования на Дальнем Востоке // Личный архив А.С. Ващук.

15. Макаренко В.Г. Указ. соч.

16. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899 1999. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 704 с.

17. Воспоминания В. Малаховой. Указ. соч.

18. Воспоминания П. Сейко. К 100-летию исторического образования // Личный архив А.С. Ващук.

19. Артемьева Н.Г. Жизнь, связанная с археологией // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 46-47.

20. Куликов Г.П., Крупянко А.А. Об образовательной реформе: взгляд дальневосточников // Новое прошлое. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obrazovatelnoy-reforme-vzglyad-dalnevostochnikov (дата обращения: 10.07.2018).

21. Труды Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. 2011 2015 гг.: библиогр. указ. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2017. 336 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ВАЩУК А., ДУДАРЕНОК С. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: ЭТАПЫ СТОЛЕТНЕГО ПУТИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/2):67-82. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-67-82

For citation: VASHCHUK A., DUDARYONOK S. HISTORICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST: STAGES OF THE CENTINERY WAY. Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/2):67-82. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-67-82

Просмотров: 43

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)