ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ И БАЗИСНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-134-149

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена проблеме проектирования образовательного события как совместного действия участников, направленных на решение творческой задачи и сопровождаемых возникновением у них новых смыслов осуществляемой деятельности. Для этого вводятся представления о психологическом пространстве-времени и базисном культурном сценарии образовательного события. Описаны возможные варианты психологического пространства-времени на основе различия внутренних позиций участников события по отношению к значимому Другому, которому адресовано осуществляемое творческое действие. Обоснован тезис о том, что психологическое пространство-время возникает как эффект обращенности совместной деятельности участников события к этому Другому, общение с которым происходит на ценностно-смысловом уровне. Показано, что данное пространство характеризуется направленностью потоков субъективно воспринимаемого времени в системе Прошлое ‑ Будущее ‑ Настоящее. Рассмотрены различные виды базисных культурных сценариев (объект-объектный, объект-субъектный, субъект-объектный и субъект-субъектный), доминирование одного из которых зависит от локализации полюса субъектности в системе отношений личности участников и Культуры. Эти сценарии описаны с точки зрения концепции трех типов культур М. Мид. Доказано, что только субъект-субъектный базисный культурный сценарий способен обеспечить подлинную событийность отношений между участниками образовательного события. Обоснована ведущая роль творческого воображения, благодаря которому возможен субъект-субъектный диалог участников события с Прошлым и Будущим.


Об авторе

Владлен ИГНАТОВИЧ
Кубанский государственный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, г. Краснодар, Россия



Список литературы

1. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 304 с.

2. Розин В.М. Указ. соч.

3. Игнатович В.К., Игнатович С.С. Социокультурные основания выбора учащимися индивиду-ального образовательного маршрута // European Journal of Contemporary Education. 2014. Vol.(10). № 4.

4. Балабан М.А. Бытие и сознание в системе образования // Демократическая школа. 2005. № 1.

5. Балабан М.А. Указ. соч.

6. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Ло-гос, 2002. 390 с.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою. URL. https://docviewer.yandex.ru/?url (дата обращения: 26.11.2015).

8. Зинченко В.П. Человек в пространстве времен // Развитие личности. 2002. № 3.

9. Остапенко А.А. Настоящесть событий и «понарошечность» мероприятий в воспитании // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Науч. ред. серии Н.Б. Крылова. 2010. Вып. 1(43).

10. Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования // Вест-ник. 2003. № 11. URL. http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_elkonin.htm (дата обращения: 17.11.2015).

11. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. 174 с.

12. Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.

13. Розин В.М. Указ. соч.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник науч.-мет. м-лов / под общ. ред. Т.А. Ромм, Т.Т. Щелиной. Арзамас: АГПИ, 2011.

15. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образова-тельных маршрутов. Историческая и социально-образовательная мысль: 2015;7(5/1):207-213. https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.207-213

16. История Философии: Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2002. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/488/.

17. Розин В.М. Указ. соч.

18. Кудрявцев В.Т. Указ. соч.

19. Дебор Ги. Общество спектакля / пер. с франц. Б. Немана. М.: Логос, 2000. 184 с.

20. Розин В.М. Указ. соч.

21. Кудрявцев В.Т. Указ. соч.

22. Розин В.М. Указ. соч.

23. Там же.

24. Там же.

25. Генисаретский О.И. Свидание с историей // Кентавр. 1993. № 2 (вып. 9).

26. Розин В.М. Семиотический подход, а также можно ли понять искусство на его основе? URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fvox-journal.org%2Fcontent%2Fvox9rosin.doc&name=vox9rosin.doc&lang=ru&c=56dd692d6fbe

27. Там же.

28. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. URL. http: Bim-Bad.ru›docs/bakhtin_rablai.pdf (дата обращения: 23.11.2015).

29. Кудрявцев В.Т. Указ. соч.

30. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу // Собр. соч. М., 1992. Т. 4. 319 с.

31. Дебор Ги. Указ. соч.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ИГНАТОВИЧ В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ И БАЗИСНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(4/2):134-149. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-134-149

For citation: IGNATOVICH V. PSYCHOLOGICAL SPACE-TIME AND BASIC CULTURAL SCENARIOS OF THE EDUCATIONAL EVENT. Historical and social-educational ideas. 2018;10(4/2):134-149. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-134-149

Просмотров: 32

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)