ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ


https://doi.org/DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-13-21

Полный текст:


Аннотация

Проблема фальсификации исторической памяти является актуальной в молодежной среде, так как это наиболее транзитивная категория населения, подверженная влиянию различных источников. Объект исследования предстает как интегративный в теоретических подходах зарубежных и отечественных авторов. Основные подходы к исследованию коллективной памяти, заложенные еще Э. Дюркгеймом, находят свое продолжение и развитие в теориях М. Хальбвакса и А. Варбурга («социальная память»). С точки зрения социокультурного подхода следует выделить польскую школу исследования исторической памяти (Б. Шацка, Е. Вятр), где вводится новое понятие ‑ «киберпамять» (К. Штоп-Рутковская). Отечественные концепции исторической памяти находятся в стадии разработки и представлены в основном дискуссией в периодической печати     (Ж.Т. Тощенко, А.Г. Васильев, И.Б. Бритвина). Методологической основой исследования выступает генерационный подход, сформулированный          Х. Шуманом и Ж. Скоттом. В качестве базового поколения для анализа выбрана студенческая молодежь региона. Эмпирическая часть опирается на вторичные данные российских региональных исследований, демонстрирующие сложные отношения субъекта и объекта в контексте демонтажа общественных отношений. Для молодежи по-прежнему значимой остается тема Родины, ее национального самоопределения. Вместе с тем достаточно размытыми остаются основные категории этих понятий, что связано с утратой значительной части традиционных каналов трансляции исторической памяти, передачей этих функций в целом исключительно институту образования, что не может компенсировать проблему утраты смысла и значения исторических событий

Об авторе

Татьяна Владимировна АНДРИЯНОВА
Курский государственный университет г. Курск, Россия
Россия

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, Курский государственный университет, г. Курск, Россия



Список литературы

1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978. 592 с.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках, и другие философские работы / Пер. с лат. М.: Академический проект, 2011. 335 с.

3. Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Presses Universitaires de France, 2013. 672 p.

4. Васильев А. Воплощенная память: коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюркгейма. // Социологическое обозрение. 2014. Т.13, № 2. С. 141-167.

5. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

6. Warburg A., Rampley M. The Absorption of the Expressive Values of the Past Trans // Art In Translation. July 2009. No. 1.2. Рp. 273-283.

7. Moles A.A. Sociodynamique de la culture. Paris. Editions Mouton, 1971. 342 р.

8. Febvre L. Combats pour l'histoire. Paris: Pocket, 1995. 453 p.

9. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

10. Szacka B. Czas przeszły, pamięć, mit. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Scholar, 2006. 239 р.

11. Wiatr J.J. Refleksje о polskiminteresienarodowym. Warszawa: Wydaw. Instytutu Filozofii i Socjologii PAN, 2004. 193 р.

12. Штоп-Рутковска К. Киберпамять, или О чем мы (не) помним в сети. Анализ локальной па-мяти: Белосток и Люблин // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 130-139.

13. Olick J.K., Robbins J. Social memory studies: from «collective memory» to the historical sociology of mnemonic practices // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. Pp. 105-140.

14. Шамшурин В.И. История социологии и история социальной мысли: общее и особенное (круглый стол) // Социологические исследования. 1996. № 10. С. 77-88.

15. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47-60.

16. Макарова Л.В. Великая Отечественная: что остается в личной памяти? // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 107-114.

17. Бритвина И.Б. Проблема сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 18-21

18. Сидорова А.А. Особенности социальной памяти: результаты социологического исследования в г. Иркутске // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 30.09.2018).

19. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М., Понеделков А.В. Культурные аспекты исторической памяти российских студентов // Власть. 2016. № 9. С. 155-163.


Дополнительные файлы

Для цитирования: АНДРИЯНОВА Т.В. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(5/2):13-21. https://doi.org/DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-13-21

For citation: ANDRIYANOVA T.V. HISTORICAL MEMORY OF STUDENT YOUTH OF THE REGION AND THE PROBLEM OF ITS FALSIFICATION. Historical and social-educational ideas. 2018;10(5/2):13-21. (In Russ.) https://doi.org/DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-13-21

Просмотров: 15

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)