КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ: ОТКУДА КОРНИ РАСТУТ. ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-147-156

Полный текст:


Аннотация

Автор анализирует историю возникновения и развития компьютерного спорта как элемента новой социальной реальности, соответствующей эпохе цифровизации современного общества. В статье дано определение компьютерного спорта, а также выделены и всесторонне проанализированы его отличительные особенности и критерии соответствия требованиям к виду спорта, регламентированным действующими нормативными документами. Установлено, что основным  критерием является спортивность соревнования, характеризуемая установлением превосходства между киберспортсменами или командами киберспортсменов. При этом автор подчеркивает, что обязательным условием спортивности является  выступление спортсменов на одном игровом поле. Подробно рассмотрены и другие критерии соответствия,  устанавливающие наличие компьютеров (симуляторов) с соответствующими техническими приспособлениями и игровым программным обеспечением, а также равные возможности для участников соревнований и независимость их результатов от элемента случайности. С помощью предложенных критериев, определяющих предметную принадлежность видеоигры компьютерному спорту, выполнен анализ известных исторических фактов, связанных с появлением и развитием различных компьютерных игр, на предмет их соответствия компьютерному спорту. По мнению автора, первой спортивной цифровой компьютерной видеоигрой, полностью удовлетворяющей всем предложенным критериям соответствия, стала игра Spacewar!,  созданная в 1962 г. Стивом Расселом при участии Мартина Греца и Уэйна Витенена. В статье приведены примеры других видеоигр различных жанров и рассмотрены их особенности с точки зрения соответствия компьютерному спорту.


Об авторе

Василий Александрович ТАРАСЕНКО
Киберспортивная организация «OZ management» г. Москва, Россия
Россия

заместитель директора, Киберспортивная организация «OZ management»



Список литературы

1. Признание видов спорта, всероссийский реестр видов спорта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/priznanie-vidov-spor/ (Дата обращения: 29.08.2018).

2. Приказ Министерства спорта РФ от 22.01.2018 № 49 «О признании и включении во Всерос-сийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802140018?index=0&rangeSize=1 (Дата обращения: 29.08.2018).

3. Правила видов спорта. Виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/pravila-vidov-sporta/ (Дата обращения: 29.08.2018).

4. Cambridge Dictionary. Cyber. [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/cyber (Дата обращения: 29.08.2018).

5. О ФКС России. [Электронный ресурс]. URL: https://resf.ru/about/resf/ (Дата обращения: 29.08.2018).

6. Приказ Министерства спорта РФ от 02.09.2013 г. № 702 «Об утверждении Порядка призна-ния видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения». URL: http://base.garant.ru/70451560/ (Дата обращения: 27.08.2018).

7. Игра электронная микропроцессорная «ЭЛЕКТРОНИКА» ИМ-02 «Ну, погоди». [Электронный ресурс]. URL: https://rootger.blogspot.com/2010/11/02.html (Дата обращения: 30.08.2018).

8. Тетрис. [Электронный ресурс]. URL: https://www.i-igrushki.ru/otdykh-dosug/igrushkapedia/tetris.html (Дата обращения: 29.08.2018).

9. Twin Galaxies [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Twin_Galaxies (Дата обращения: 29.08.2018).

10. Краткая история киберспорта с 1970-х до наших дней. [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2016/11/26/esports-history (Дата обращения: 27.08.2018).

11. Компоненты игрового пространства. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/7x5fc.html (Дата обращения: 01.09.2018).

12. Виртуальная реальность. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/278/ВИРТУАЛЬНАЯ (Дата обращения: 01.09.2018).

13. Oxford Dictionary. Сomputer. [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/computer (Дата обращения: 01.09.2018).

14. Oxford Dictionary. Random number generator. [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/random_number_generator (Дата обращения: 01.09.2018).

15. Англо-русский словарь технических терминов. Digital device. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus_technic/43498/digital (Дата обращения: 16.08.2018).

16. Cathode-ray tube amusement device. [Электронный ресурс]. URL: https://patents.google.com/patent/US2455992 (Дата обращения: 16.08.2018).

17. Принципы фон Неймана (Архитектура фон Неймана). [Электронный ресурс]. URL: https://inf1.info/machineneumann (Дата обращения: 28.08.2018).

18. John Markoff. A Long Time Ago, in a Lab Far Away... [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2002/02/28/technology/a-long-time-ago-in-a-lab-far-away.html (Дата обращения: 08.08.2018).

19. Computer history. PDP-1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.computerhistory.org/pdp-1/the-machine/ (Дата обращения: 12.08.2018).

20. Уолтер Айзексон. Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию. [Электронный ресурс]. URL: http://itexts.net/avtor-uolter-ayzekson/148102-innovatory-kak-neskolko-geniev-hakerov-i-gikov-sovershili-cifrovuyu-revolyuciyu-uolter-ayzekson/read/page-18.html (Дата обращения: 12.06.2018).

21. Cyberathlete Professional League. [Электронный ресурс]. URL: https://www.esportsearnings.com/leagues/118-cyberathlete-professional-league (Дата обращения: 02.09.2018).

22. Major League Gaming. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mlg.com (Дата обращения: 01.09.2018).

23. KeSPA. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-sports.or.kr/?ckattempt=1 (Дата обращения: 28.08.2018).

24. Киберспорт признали олимпийской дисциплиной второго уровня. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sovsport.ru/others/cybersport/news/774734-kibersport-priznali-olimpijskoj-disciplinoj-vtorogo-urovnja (Дата обращения: 12.08.2018).

25. Сколько стоит киберспорт: главные тренды 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2018/02/26/169462.phtml (Дата обращения: 01.09.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: ТАРАСЕНКО В.А. КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ: ОТКУДА КОРНИ РАСТУТ. ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(5/2):147-156. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-147-156

For citation: TARASENKO V.A. ESPORTS: WHEREFROM ROOTS GROW. HISTORICAL AND SOCIAL DIGRESSION. Historical and social-educational ideas. 2018;10(5/2):147-156. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-147-156

Просмотров: 50

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)