К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО СТАТУСА «НОСИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА»


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-165-172

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается методология проведения собеседования с мигрантами ‑ претендентами на звание носителей русского языка в условиях современной нормативной базы, регламентирующей проведение данной процедуры. Обосновывается необходимость введения упрощенного образовательного испытания в целях моделирования социально-демографических тенденций миграционной политики Российской Федерации. Социальная дифференциация миграционных потоков продиктована необходимостью создать в многонациональном обществе условия адаптационного и интеграционного характера для мигрантов, прибывших из регионов постсоветского пространства, в котором русский язык традиционно считается одним из основных консолидирующих факторов. В вопросе гармонизации межнациональных отношений степени овладения русским языковым сознанием отводится роль связующего звена между принимающим социумом и лицом, изъявившим желание получить гражданство Российской Федерации. Поэтому в настоящее время на законодательном уровне предусмотрена процедура, упрощающая лицам с достаточным уровнем сформированности языковой компетенции и культурной грамотности, процесс признания их носителями русского языка со всеми возможными преференциями. Также в статье предпринимается попытка определить возможные методологические подходы к проведению процедуры собеседования с комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.


Об авторах

Елена Анатольевна ЧЕЛАК
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия
Россия

, кандидат филологических наук, доцент, Гуманитарный институт, Югорский государственный университет



Дарья Николаевна ПОЛЯРУШ
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия
Россия
преподаватель, Гуманитарный институт, Югорский государственный университет


Список литературы

1. Пресс-релиз ООН. 11 сентября 2013 г. URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/pdf/ internationalmigrantsworld-wide_totals2013.pdf (дата обращения: 11.10.2018).

2. Приказ Федеральной миграционной службы от 26 мая 2014 г. № 379 "Об утверждении Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения со-беседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без граж-данства носителем русского языка и Требований к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка" [Электронный ресурс].

3. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70579126/#ixzz5WZDKKER2 (дата об-ращения: 11.10.2018).

4. Гражданство РФ "носители русского языка" [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/nositeli_russkogo_yazyika (дата обращения: 11.10.2018).

5. Азимов А.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и прак-тика обучения языкам). Печатное издание. М.: ИКАР, 2009.

6. Маркасова О.А. Понятие «грамотность» в наивном языковом сознании: поиск критериев и средств достижения // Вестник Новосибирского государственного педагогического уни-верситета. 2015. № 2 (24). С. 172-180.

7. Должикова А.В., Киселева Е.В. Правовое регулирование лингвадидактического тестирования и интеграционного экзамена для иностранных граждан в РФ // Вестник КРСУ. Юрис-пруденция. 2015. № 2. С. 102-105.

8. Должикова А.В., Поморцева Н.В., Куриленко В.Б., Иванова А.С., Куликова Е.Ю. Лингвокуль-турная компетентность как объект контроля в лингвадидактическом тесте-собеседовании по русскому языку как иностранному // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 4. С. 19-24.

9. Должикова А.В. Особенности правового регулирования проведения лингводидактического тестирования и интеграционного экзамена для иностранных граждан в РФ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 11 (49): в 2-х ч. Ч. I. C. 75-81.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ЧЕЛАК Е.А., ПОЛЯРУШ Д.Н. К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО СТАТУСА «НОСИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(5/2):165-172. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-165-172

For citation: CHELAK E.A., POLYARUSH D.N. TO THE ISSUE OF METHODS ON HOLDING THE EXAMINATION FOR OBTAINING SOCIALLY IMPORTANT STATUS OF «RUSSIAN NATIVE SPEAKER». Historical and social-educational ideas. 2018;10(5/2):165-172. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-165-172

Просмотров: 10

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)