ЯВЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-62-68

Полный текст:


Аннотация

Трансформированные варианты узуальных выражений, будучи экспрессивными языковыми знаками, имеют двойственную природу, которая детерминирована одновременной неоднозначностью и элементарностью их возникновения, а также функционированием в процессе речемыслительной деятельности индивидуума. Данные конструкции манифестируется в качестве некоего взаимозаменяемого языкового комплекса, способствующего транспонированию сложных, многоаспектных явлений действительности (информационного, когнитивного и др. планов реализации) в категорию упрощенных, доступных, иногда примитивных, допускающих трансформацию символов. В сложившейся ситуации  возникает вопрос о таком понятии, как «архетип», представляющем специфическое средоточие символов, при этом могущее трактоваться неоднозначно, т.к. обусловлено зависимостью от ряда культурологических, гуманистических и др. позиций автора, его интенций и т.д. Архетип, генерирующий формирование значительного количества символов, безусловно, регламентирует и  принципы их объединения, в первую очередь на основе общей темы. Зарождение различной степени экспрессии является результатом креативной деятельности продуцента как индивидуума, соотносящим персональное представление о мире с общепринятым. Актуализация подобных процессов осуществляется в современном публицистическом дискурсе, что детерминировано спецификой самих средств массовой информации: их оперативность в отражении событий, масштабное распространение, разнонаправленность периодических изданий, языковой демократизм, доступное изложение материала, постоянное стремление к поиску экспрессии, экспликации, оценочности, новизна информации и способов ее передачи. Приоритетное употребление тех или иных фразеологических трансформ, их средоточие, парадигма ассоциативных связей большей частью детерминированы авторскими целями и задачами при взаимодействии с общей направленностью периодического издания (идеологической, информационной, возрастной др.), но в меньшей степени ‑ от содержания описываемого материала. Формирование автором фразеологических трансформ, а также регламентация их смысловых рамок характеризуется широтой и глубиной ассоциативных связей, возникающих в его сознании в процессе восприятия экспрессивных единиц и включенных в дискурс. Для современного читателя роль содержания газетного материала представляется более значимой, чем для публициста, который относится к газетному материалу и использованию в нем пассионарных знаков как к средству привлечения внимания максимально расширенной читательской аудитории не только к своей газете вообще, но и к данному номеру в частности, что в конечном счете актуализирует в газете иконические и пограничные тексты, перфомативные по своей природе.

Об авторе

Татьяна Султанзиядовна ГУСЕЙНОВА
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия
Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего языкознания, Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Махачкала, Россия


Список литературы

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 2013.

2. Красикова Е.Н. Отражение цветового восприятия мира во фразеологической системе языка // Язык. Текст. Дискурс. Ставрополь: СКФУ, 2017. С. 309-312.

3. Приходько А.В., Бугаенко Н.П. Английские паремические единицы, содержащие номинации человека, как репрезентанты языковой картины мира // Вестник Пятигорского государственного университета. 2018. № 2. С. 167-170.

4. Филд Дж. Психолингвистика: ключевые концепты. Энциклопедия терминов (с английскими эквивалентами) / Пер. с англ. / Общ. ред. И.В. Журавлева. М., 2012.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ГУСЕЙНОВА Т.С. ЯВЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(6/2):62-68. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-62-68

For citation: GUSEYNOVA T.S. PHRASEOLOGICAL TRANSFORMATIONS PHENOMENON IN JOURNALISTIC DISCOURSE. Historical and social-educational ideas. 2018;10(6/2):62-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-62-68

Просмотров: 12

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)