ПЕРВАЯ РЕФОРМА СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА (ИЗ ИСТОРИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ). 1783-1785 гг


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-29-36

Полный текст:


Аннотация

Феномен Смольного института, первого русского государственного женского учебного заведения, рассматривается в контексте общей образовательной политики. По замыслу Екатерины II и ее сподвижников, просвещенная мать или наставница должны были играть немаловажную роль в модернизации страны, проходившей в России в ускоренные сроки. Прошло около двух десятилетий со времени основания женского института, когда была осознана насущная необходимость его переустройства. Работа по реформированию института стала одной из задач Комиссии по учреждению народных училищ (1782 г.), которую возглавил будущий министр народного просвещения П.В. Завадовский. Автором новой учебной концепции Смольного института стал сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево, имевший опыт реформирования передовой на то время австрийской системы образования. Реформа коснулась всех сторон учебной деятельности института - учебной программы, методик преподавания, комплектования учебной литературы, кадрового состава преподавателей. Главные перемены в учебной программе претерпел статус родного языка, на изучение которого было обращено особое внимание. В систему преподавания внедрялись новые методики, нацеленные на осмысленное изучение получаемой ученицами информации. Занимавшиеся обучением институток учительницыфранцуженки с низкой компетенцией постепенно заменялись на имевших основательную подготовку отечественных педагогов, что стало целенаправленной политикой власти. Для успешной реализации предложенных мер члены Комиссии над учебной частью осуществляли постоянный надзор. Автор приходит к выводу о том, что развитие женской школы шло в общем русле развития общественной системы образования в России

Об авторе

Варвара Витальевна ПОНОМАРЕВА
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова г. Москва, Россия
Россия
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория русской культуры, исторический факультет, Московский государственный университет  им. М.В. Ломоносова,  г. Москва, Россия


Список литературы

1. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. - СПб., 1764.

2. Указ Ея И.В. самодержицы Всероссийской из Правительствующего Сената, объявляется во всенародное известие. - СПб., 1766.

3. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX в. - М., 1983.

4. Толстой Д.А. Городские училища в царствование имп. Екатерины II. - СПб., 1886.

5. Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). - Самара, 2001.

6. Зуева М.А. Создание и деятельность Комиссии народных училищ при Екатерине II // Вестник Чувашского гос. пед. университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2(77).

7. Захарова Е.Ю. Феминизация российского образования: этапы становления // Гуманитарный вектор. - 2016. - Т. 11. № 1.

8. Черепнин Н.П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк 1764-1914 гг.: В 3 т. - Пг., 1915. - Т. 3. Приложения.

9. Артамонова Л.В. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре I // Вестник Самарского гос. университета. - 2013. - № 8-2(109).

10. Текучева И.В. Основные вопросы преподавания русского языка в XVIII в. // Вестник Владимирского гос. университета. Сер.: Пед. и психол. науки. - 2011. - № 30.

11. Сухомлинов М.И. История Российской академии. - СПб., 1874. - Вып. 2.

12. Баранов М.Т. Русский язык в школе: к 210-летию включения в учебные планы // Русский язык в школе. - 1996. - № 4.

13. Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (XVIII - середина XIX вв.). - М., 1999.

14. Полонский Я.П. Школьные годы (начало грамотности и гимназия) // Историческая записка Рязанской 1-й мужской гимназии. 1804-1904. - Рязань, 1904.

15. Эйнгорн В. Преподавание истории в московском Главном народном училище (1786-1802) // Сб. статей, посв. В.О Ключевскому. Ч. II. - М., 1909.

16. Руднев Я.И. География в школе / В кн. «Вопросы преподавания и методики географии в средней и народной школе». - СПб., 1913.

17. Лихачева Е.И. Материалы для истории женского образования в России. - СПб., 1899. Ч. 1.

18. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 г. включительно. - СПб., 1849.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ПОНОМАРЕВА В.В. ПЕРВАЯ РЕФОРМА СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА (ИЗ ИСТОРИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ). 1783-1785 гг. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(6/1):29-36. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-29-36

For citation: PONOMAREVA V.V. FIRST REFORM OF THE SMOLNIY INSTITUTE (FROM THE HISTORY OF THE INITIAL FORMATION OF THE SYSTEM OF WOMEN’S EDUCATION IN RUSSIA): 1783-1785. Historical and social-educational ideas. 2018;10(6/1):29-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-29-36

Просмотров: 38

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)