ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: В ПОИСКАХ ИНВАРИАНТА


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-51-58

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируется рефлексия профессиональным педагогическим сообществом проблем филологического образования в современной России через призму столкновения различных концептуальных подходов. Актуальность рассматриваемой темы связана с необходимостью выстраивания эффективной государственной политики в сфере филологического образования, как в школе, так и в вузе. По наблюдению авторов, наибольшие трудности в решении большинства проблем связаны с расхождениями во взглядах разных участников образовательного процесса на структуру и содержание инварианта и вариантов обучения русскому языку и литературе. Выход из создавшейся ситуации авторы предлагают в признании того, что инвариант необходим, но при его определении должно учитываться его соответствие всем установленным критериям, и что его содержание должно время от времени подвергаться ревизии. Для преодоления имеющихся концептуальных разночтений и разногласий предлагается составить специальный словарь концептов филологического образования, для работы над которым привлечь представителей всех категорий участников образовательного процесса. Также делаются выводы о том, что буквальные заимствования образовательных методик из западных систем обучения и оценивания не могут быть признаны полезными без их адаптации к реалиям и традициям российской школы.

Об авторах

Валерий Петрович АБРАМОВ
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
Россия
доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой русского языка как иностранного, Кубанский государственный университет,  Краснодар, Россия


Галина Алексеевна АБРАМОВА
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
Россия
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой издательского дела, стилистики и медиаиндустрии, Кубанский государственный университет,  Краснодар, Россия


Ирина Николаевна ЛЕКАРЕВА
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
Россия
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, Кубанский государственный университет,  Краснодар, Россия


Список литературы

1. Buskanets L.E., Mahinina N.G., Nasrutdinova L.H., Sidorova M.M. The Concept of Higher Philological and Pedagogical Education in the Tatarsnan Republic // The European Proceedings of Social & Behavioural Science. - 2016 // URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsb.2016.07.42 (in Engl.)

2. Zhumasheva A.S., Zhumabaeva Z.T., Sakenov J.Z., Ismagulova B.H., Sametova F.T., Bazarbaeva A.S. Philological disciplines as means of preparation of students to professional activity // Life science journal. - 2014. - Vol.11. Spec. Iss. 4. - Pp. 331-334. (in Engl.)

3. Kolesnikova J., Kamasheva A., Fakhrutdinova A. Higher Education Demands of Labour Market // Procedia - Social & Behavioural Science. - 2015. - No 191. - Pp. 1183-186. (in Engl.)

4. Бушканец Л.Е., Махинина Н.Г., Насрутдинова Л.Х., Сидорова М.М. Cовременные проблемы высшего филологического образования и их отражение в рефлексии его участников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23703 (дата обращения: 11.11.2018).

5. Чертовских О.О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании // Вестник МГИМО. - 2013. - № 2(29). - С. 183-187.

6. Любичева Е.В. «Логос торжествует» - «Психея растерялась»… (о современных проблемах филологического образования) // Педагогическое искусство. - 2017. - № 1. - С. 6-7 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logos-torzhestvuet-psiheya-rasteryalas-o-sovremennyhproblemah-filologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.11.2018).

7. Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.

8. Programme for International Student Assessment (PISA) // URL: https://www.educationmedelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html (дата обращения: 05.02.2011) (in Russ.)

9. Романичева Е.С. Как сблизить уроки русского языка и литературы: от задач М.А. Рыбниковой к новому образовательному контенту // На путях к новой школе. - 2016. - № 3. - СПб. (по мат-лам Всерос. науч.-практ. конф. «Развитие мотивации к изучению русского языка (опыт передовых педагогических практик)». - С. 49-51.

10. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. - Кн. 3: Бытие и быт. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 400 с. (Филология и культура).

11. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - М.: Терирем, 2017.

12. Черепанова Т.Г. К вопросу о концепции школьного филологического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7(184). - С. 125127. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-7-124-127

13. Штурба В.А. Образование как социокультурный феномен: анализ ценностно-целевых компонентов // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2015. - Том 7. № 8. - С. 149-152. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-149-15


Дополнительные файлы

Для цитирования: АБРАМОВ В.П., АБРАМОВА Г.А., ЛЕКАРЕВА И.Н. ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: В ПОИСКАХ ИНВАРИАНТА. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(6/1):51-58. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-51-58

For citation: ABRAMOV V.P., ABRAMOVA G.A., LEKAREVA I.N. PHILOLOGICAL EDUCATION IN CONTEMPORARY RUSSIA: IN SEARCH OF AN INVARIANT. Historical and social-educational ideas. 2018;10(6/1):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-51-58

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)