СТРАТЕГИИ ДИАСПОРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-65-77

Полный текст:


Аннотация

В представленной статье рассматривается деятельность диаспорных организаций в качестве потенциального субъекта адаптации детей из семей мигрантов в российской социокультурной среде. Работа основывается на материалах диаспорных организаций и школ с этнокультурной компонентой. Проводится соотнесение стратегий миграций с четырьмя основными моделями миграционной политики - ассимиляционной, сегрегационной, маргинализационной и интеграционной. Согласно полученным авторами выводам, приоритетной для диаспорных организаций является установка сохранения этнической идентичности детей мигрантов, а не адаптация их в российское гражданское сообщество. Обнаруживается и приоритетная ориентация на государства иммиграционного отбытия при образовательной и просветительской работе с молодежью, тогда как ориентация на Российскую Федерацию оказывается вторична, а в отдельных случаях - отношение к ней выстраивается через латентную враждебность. Выход из сложившейся коллизии связывается авторами с интеграционной моделью миграционной политики, предполагающей формирование двухуровневой системы идентичности для мигрантов. Несмотря на очевидные ролевые потенциалы диаспорных организаций в адаптации детей мигрантов, как самостоятельная проблема исследования данная тема прямым образом не была до настоящего времени поднята в отечественной научной литературе, что обусловливает необходимость научной работы в данной сфере.

Об авторах

Вардан Эрнестови БАГДАСАРЯН
Московский государственный областной университет г. Мытищи, Россия
Россия
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России средних веков и нового времени, декан факультета истории, политологии и права, Московский государственный областной университет ,  г. Мытищи, Россия


Наталия Михайловна КОМАРОВА
Московский государственный областной университет г. Мытищи, Россия
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы, факультет истории, политологии и права, Московский государственный областной университет ,  г. Мытищи, Россия


Татьяна Федоровна СУСЛОВА
Московский государственный областной университет г. Мытищи, Россия
Россия
кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной работы, факультет истории, политологии и права, Московский государственный областной университет,  г. Мытищи, Россия


Альбина Александровна НЕСТЕРОВА
Московский государственный областной университет г. Мытищи, Россия
Россия
доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный областной университет,  г. Мытищи, Россия


Список литературы

1. 200 богатейших бизнесменов России. 2018. Рейтинг Forbes // URL: http://www.forbes.ru/rating/360355-200-bogateyshih-biznesmenov-rossii-2018.

2. Багдасарян В.Э. Нациестроительство или империестроительство: развилка подходов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2014. - № 1. - С. 47-50.

3. Багдасарян В.Э. Национальная идентичность и проблемы нациестроительства // Национальнокультурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы. - СПб.: Алетейя, 2015. - С. 21-42.

4. Багдасарян В.Э., Ларионов А.Э., Орлов И.Б., Федорченко С.Н. Профилактика и пресечение межконфессиональных и межнациональных конфликтов на региональном уровне: нормативноправовая база и механизмы сотрудничества государственных органов и общественных организаций // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - № 1. ISSN 2224-0209 // URL: www.evestnik-mgou.ru.

5. Багдасарян В.Э., Ларионов А.Э., Орлов И.Б., Федорченко С.Н. Региональные особенности реализации стратегии государственной национальной политики: на примере Московской области // Вестник МГОУ. Сер.: История и политические науки. - 2017. - № 1. - С. 101-110.

6. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. - М.: Научный эксперт, 2007. - 888 с.

7. Вдовин А.И. Эволюция национальной политики СССР. 1917-1941 гг. // Вестник Московского университета. Сер.

8. : История. - 2002. - № 3. - С. 3-54. 8. Всероссийский азербайджанский конгресс // URL: http://www.vakdv.ru/news/2018/02/27/vakdv-novosti_189.html

9. Гюленовские школы в России: чему учили в турецких лицеях? // URL: https://www.bbc.com/russian/features-37442210.

10. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. - М.: Институт экономики переходного периода, 2003. - 314 с.

11. Диаспоры и землячества в современной России: факторы воспроизводства традиционных ценностей в инокультурных средах / Под ред. А.В. Дмитриева. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 120 с.

12. Дмитриев А.В. Конфликтогенность внешней трудовой миграции (федеральные и региональные аспекты) // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. - 2018. - № 4 (69). - С. 13-19.

13. Доклад USAID: Маргинализация мигрантов приводит их в ряды боевиков ИГ // URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=24022.

14. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 80-91.

15. Костенко В.В. Теории миграции: от ассимиляции к транснационализму // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2014. - Т. XVII. - № 3. - С. 62-76.

16. Кряхтунова О.В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. - 2018. - Vol. 15. - № 1. - С. 27-37.

17. Куприна Т.В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. - 2017. - № 9. - С. 65-74. 18. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде: Автореф. ... канд. социол. наук. - М.: РГГУ, 2004.

18. Там же.

19. Международный Форум азербайджанских студентов и выпускников, обучающихся и получивших образование за рубежом // URL: https://web.archive.org/web/20111023093244/http://www.asaif.org/en/

20. Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. - Алматы: Ғылым, 1997. - 264 с.

21. Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками. Материалы международного симпозиума / Отв. ред.сост. проф. С.В. Рязанцев, проф. О.К. Каримов и др. - М.: Экономическое образование, 2009. - 343 с.

22. Мирошниченко В.В. Основные этапы развития национального образования в советский период // Актуальные задачи педагогики: Мат-лы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 10-12.

23. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв./ Сб. ст. под ред. акад. РАН Ю.А. Полякова и д-ра ист. наук Г.Я. Тарле. - М.: ИРИ РАН, 2001. - 329 с.

24. Нос Н.М. Мигрантофобия как социальное явление в структуре межэтнических отношений: Дис. ... канд. социол. наук. - Краснодар, 2007. - 185 с.

25. Погребицкая Е.М. Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации // Пермский педагогический журнал. - 2015. - № 7.

26. Попов К.Г., Товышева А.А. Особенности моделей регулирования миграционных потоков // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 11. - С. 127-129.

27. Потёмкина О.Ю. От «миски с салатом» к «томатному супу»: кризис мультикультурной модели интеграции иммигрантов? // Мигранты: социальная адаптация и конфликты. - М.: Русский сувенир, 2007. - С. 33-40.

28. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность / М.Н. Кузьмин, Т.Ю. Красовицкая, Э.Э. Яанвярк и др. - М.: ВНИК «Школа», 1989. - 40 с.

29. Россия для людей и без «бюрократической мертвечины». На своей инаугурации президент Владимир Путин сформулировал задачи для нового кабинета министров // URL: https://www.pnp.ru/politics/rossiya-dlya-lyudey-i-bez-byurokraticheskoy-mertvichiny.html

30. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: ИСПИ РАН, 2003. - 238 с.

31. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник АГТУ. - 2007. - № 1. - С. 219-221.

32. Сколько в мире школ Гюлена и как Турция пытается их закрыть // URL: https://news.rambler.ru/education/34800733/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&ut m_source=copylink

33. Токтоналиев Т. Гюленовские школы раздора // URL: https://ru.krymr.com/a/27892680.html

34. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. - М., 1996. - № 12. - С. 33-42.

35. Ушакова М.Е. Гуманистическая педагогика как основа социокультурной адаптации детей мигрантов // Воспитание школьников. - 2018. - № 6. - С. 52-62; Ценюга С.Н., Волчкова А.В., Ценюга И.Н. Реализация организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9 (122). - С. 33-41.

36. Яницкий М.С., Тулбаева Д.Н. Психологические детерминанты включенности в деятельность этнической диаспоры // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 26. - С. 77-82.

37. Alba R., Silberman R. The children of immigrants and host-society educational systems: Mexicans in the United States and North Africans in France // Teachers College Record. - 2009. - Vol. 111 (6). - Pp. 1444-1475.

38. Feliciano C. Educational selectivity in U.S. immigration: How do immigrants compare to those left behind? // Demography. - 2005. - Vol. 42. - Pp. 131-152.

39. Holdaway J., et al. Cross-national comparison of provision and outcomes for the education of the second generation // Teachers College Record. - 2009. - Vol. 111 (6). - Pp. 1381-1403.

40. Krahn H., Taylor A. Resilient teenagers: Explaining the high educational aspirations of visibleminority youth in Canada // Journal of International Migration and Integration / Revue de l’integration et de la migration internationale. - 2005. - Vol. 6. - Pp. 405-434.


Дополнительные файлы

Для цитирования: БАГДАСАРЯН В.Э., КОМАРОВА Н.М., СУСЛОВА Т.Ф., НЕСТЕРОВА А.А. СТРАТЕГИИ ДИАСПОРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(6/1):65-77. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-65-77

For citation: BAGDASARYAN V.E., KOMAROVA N.M., SUSLOVA T.F., NESTEROVA A.A. STRATEGIES OF DIASPORA ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF ADAPTATION OF CHILDREN FROM MIGRANT FAMILIES. Historical and social-educational ideas. 2018;10(6/1):65-77. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-65-77

Просмотров: 19

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)