СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЮВЕНАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-90-97

Полный текст:


Аннотация

Социализация лиц с инвалидностью ювенальной категории протекает в осложненных проблемами физического и психического здоровья условиях, ограничивающих их возможности и, как следствие, их функционирование в обществе.  В результате у них может формироваться пассивно-иждивенческая позиция, которая еще более затруднит их включение в общество и  воспрепятствует социальной инклюзии. Статья содержит теоретическое осмысление специфики социализации лиц с инвалидностью в ювенальный период, на основе которого определены риски данного процесса, а также эмпирические данные исследования доступности организаций социализации в Мурманской области. Представленные результаты показывают наличие барьеров во всех сферах социализации детей и подростков с инвалидностью и указывают на необходимость осуществления мер по созданию инклюзивной среды в ведущих видах их деятельности.

Об авторах

Галина Владимировна ЖИГУНОВА
Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия
Россия
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии и социальных наук, Мурманский арктический государственный университет,  г. Мурманск, Россия


Юлия Александровна АФОНЬКИНА
Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия
Россия
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, Мурманский арктический государственный университет,  г. Мурманск, Россия


Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.

2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию / П.Л. Бергер / пер. с англ. О.А. Оберемко; под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

5. Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.Е. Данилюк: Дис… канд. социол. наук по специальности 22.00.08. - М.: Московский гум. ун-т. - 229 с.

6. Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества: монография / Г.В. Жигунова. - Красноярск: НИЦ, 2011. - 174 с.

7. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

8. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейникова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

9. Михайлова И.М. Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Михайлова, О.Н. Архипова // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 11. - С. 27-31.

10. Савина Л.Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации [Электронный ресурс] / Л.Ю. Савина: Автореф. дис. ... канд. социол. наук по специальности 22.00.04. - М.: Московский гос. ун-т сервиса, 2002. - 25 с. URL: http://cheloveknauka.com/sotsializatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-protsessesotsiokulturnoy-reabilitatsii#ixzz5Vziba0sh (дата обращения: 05.11.2018).

11. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 32-39.

12. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фром / пер. с англ. - М.: АСТ, 2000. - 448 с. URL: www.koob.ru (дата обращения: 04.11.2018).

13. Douglas M. Essays in the Sociology of Perception. - London: Routledge and Kegan Paul, 1982. - 248 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ЖИГУНОВА Г.В., АФОНЬКИНА Ю.А. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЮВЕНАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(6/1):90-97. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-90-97

For citation: ZHIGUNOVA G.V., AFONKINA Y.A. ENVIRONMENTAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF PERSONS WITH JUVENILE DISABILITY CATEGORY: THE REGIONAL ASPECT. Historical and social-educational ideas. 2018;10(6/1):90-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-90-97

Просмотров: 30

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)