ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930-Е ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-98-102

Полный текст:


Аннотация

В рамках данного исследования проводится попытка проследить развитие дошкольного и школьного образования спецпереселенцев в 1930-е годы на территории Ханты-Мансийского округа - Югры. К середине 1930-х годов в спецпоселках осуществлялась культурнопросветительская работа среди детей и молодежи спецпереселенцев. Была разработана программа всеобщего обязательного начального образования детей спецпереселенцев, планировалось строительство новых школ. Весь процесс становления и развития дошкольного и школьного образования в спецпоселках проводился в сложных географических и материальнотехнических условиях. Важно отметить, что это было предметом постоянной заботы наркоматов просвещения СССР, ГУЛАГа, местных органов власти и народного образования, руководителей предприятий и учреждений, где трудились спецпереселенцы. Основные формы работы среди спецпереселенцев включали: школьные занятия, беседы-лекции, кружковую работу, снабжение литературой и периодической печатью. Процент детей спецпереселенцев, включенных в процесс обучения, имел очень важные политические последствия.

Об авторах

Елена Ниязовна ЗАКИРОВА
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия
Россия
кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, философии и права, Югорский государственный университет,  г. Ханты-Мансийск, Россия


Наталья Сергеевна ХАРИНА
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия
Россия
кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, философии и права, Югорский государственный университет,  г. Ханты-Мансийск, Россия


Список литературы

1. Закирова Е.Н. Спецпереселенцы в Остяко-Вогульском (Ханты-Мансийском) национальном округе в начале 30-х гг. ХХ в. // Вестник угроведения. - 2015. - № 3 (22). - С. 52-57.

2. Горшков С.В., Попов Н.Н. Советская ссылка на Обь-Иртышский Север (1920-1960-е гг.) // Русские старожилы. - Тобольск; Омск, 2000.

3. Харина Н.С. Социальные аспекты хозяйственно-бытовой жизни спецпереселенцев на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2018. - Том. 10. - № 5 -2. - с. 157-164. - doi: 10.17748/2075-9908-201810-5/2-157-164

4. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993.

5. Политические репрессии 1930-1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа: Сб. док. / Сост. Е.М. Брагина, Ю.В. Лазарева, Л.В. Набокова. - Ханты-Мансийск, 2002.

6. Казакова Н.С. К вопросу об особенностях учебно-воспитательного процесса для детей спецпереселенцев и их правовом положении (на примере Остяко-Вогульского округа) / 1937 год: память и уроки: Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. (14-15 декабря 2007 г., Тюмень) / Редкол.: С.С. Пашин (отв. ред.) и др. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. - С. 36-37.

7. Лобченко Л.Н. Европейский Север: социально-экономические реалии прошлого и перспективы развития в XXI веке / Л.Н. Лобченко // Учен. зап. Рос. гос. соц. ун-та. - 2010. - № 5. - С. 127133.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ЗАКИРОВА Е.Н., ХАРИНА Н.С. ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1930-Е ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА – ЮГРЫ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(6/1):98-102. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-98-102

For citation: ZAKIROVA E.N., KHARINA N.S. ELIMINATION OF ILLITERACY AND DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AND SCHOOL EDUCATION IN THE 1930S IN THE KHANTYMANSIYSK OKRUG – YUGRA. Historical and social-educational ideas. 2018;10(6/1):98-102. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-98-102

Просмотров: 18

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)