ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КУБГТУ): ВТОРОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-176-185

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза. Приведены характеристики основных этапов адаптации образовательных мигрантов к новой социальной среде, дана характеристика типам адаптационного поведения. Обобщены результаты предыдущего этапа исследования адаптации студентов подготовительного факультета КубГТУ, а также представлены результаты второго этапа исследования. Анализ данных, полученных на втором этапе анкетного опроса, позволил сделать выводы о степени удовлетворенности иностранных студентов качеством обучения, о характере отношений с преподавателями и студенческим сообществом, главных трудностях адаптации к жизни в России, бытовом, экономическом и культурном аспектах адаптации. Сделаны выводы о том, что обучение на русском языке и организация быта являются главной трудностью для адаптирующихся на текущем этапе. Изучение социокультурной, коммуникативной и экономической адаптации показало, что серьезных проблем иностранные студенты не испытывают: четко прослеживается положительная динамика уровня адаптированности по сравнению с предыдущим этапом. В результате исследования определено, что студентам не удалось пока преодолеть все проблемы, связанные главным образом с образовательной и бытовой адаптацией, но при этом в целом процесс адаптации осуществляется успешно благодаря благоприятному психологическому климату, поддержанию этнокультурной идентичности, положительному опыту социального взаимодействия и оптимистичной оценки своих возможностей в преодолении трудностей.


Об авторах

Виктория Николаевн МУХА
Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия
Россия
кандидат социологических наук, доцент, заведующий лабораторией «Центр социологических исследований»,  кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет,  г. Краснодар, Россия


Нина Леонидовна СЕРГИЕНКО
Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия
Россия
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет,  г. Краснодар, Россия


Артём Иванович ЛЫСЕНКО
Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия
Россия
лаборантисследователь, кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет,  г. Краснодар, Россия


Список литературы

1. Муха В.Н., Можаева Е.Ю., Лысенко А.И. Особенности первичной адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КубГТУ). - Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10. No 2-2 . - С. 120-126. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-120-126.

2. Paris communiqué. - Paris, May25th, 2018. URL: http://www.ehea2018.paris/Data/ElFinder/s2/Communique/EHEA Paris2018-Communiquefinal.pdf. (дата обращения: 27.11.2018).

3. Nsekе P. How International Students Adapt in China: The Role of Chinese Social Media in Intercultural Adaptation // International Journal of Management, Science and Business Administration. - 2018. - Vol. 4, Is. 5. - Pp. 44-50.

4. Sumer Seda. International Students Psychological and Sociocultural Adaptation in the United States: Dissertation, Georgia State University, 2009. URL: https://scholarworks.gsu.edu/cps_diss/34 (дата обращения: 27.11.2018).

5. Yuefang Zhou, Divya Jindal-Snape, Keith Topping. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education // Studies in Higher Education. - 2008. - Vol. 33. .No. 1, Febr. - Pp. 63-75.

6. Georgette P. Wilson. Fitting-in: Sociocultural Adaptation of International Graduate Students. University of Connecticut. 42nd annual meeting of the Northeastern Educational Research Association, October 19-21, 2011. URL: https://opencommons.uconn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article =1020&context=nera_2011 (дата обращения: 27.11.2018).

7. Stefanie Theresia Baier. International students: Culture shock and adaptation to the U.S. culture: Dissertation. Eastern Michigan University, 2008. URL: https://commons.emich.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer= https://duckduckgo.com/&httpsredir=1&article=1895&context=theses (дата обращения: 27.11.2018).

8. Гребенникова И.А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. - № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-mehanizm-i-faktory (дата обращения: 24.10.2018).

9. Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона // Регионология. - 2010. - No 2. URL: https://regionsar.ru/ru/node/507 (дата обращения: 25.10.2018).

10. Степанова Б.Б. Социальная адаптация иностранных студентов в современной России // Вестник БГУ. - 2014. - № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiyainostrannyh-studentov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 24.10.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: МУХА В.Н., СЕРГИЕНКО Н.Л., ЛЫСЕНКО А.И. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КУБГТУ): ВТОРОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018;10(6/1):176-185. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-176-185

For citation: MUKHA V.N., SERGIENKO N.L., LYSENKO A.I. PECULIARITIES OF FOREIGN STUDENTS ADAPTATION IN RUSSIAN UNIVERSITIES (ON EXAMPLE OF KUBSTU): THE SECOND STAGE OF THE RESEARCH. Historical and social-educational ideas. 2018;10(6/1):176-185. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-176-185

Просмотров: 16

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)