УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-1-57-65

Полный текст:


Аннотация

Цель: определить индивидуальные сочетания наиболее и наименее актуальных для студентов учебно-профессиональных мотивов. Методы: анализ теоретических подходов к пониманию мотивации, что позволяет интерпретировать эмпирические данные в контексте образовательной практики. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методики Ш. Ричи и П. Мартина «Изучение мотивационного профиля личности». Результаты: мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или не осознано совершать некоторые поступки. Исследование позволило выявить сходство и различие в мотивационных профилях студентов, определить динамику ожиданий от будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе, раскрыть преобладающие мотивы студентов разных направлений подготовки и обозначить факторы, влияющие на учебно-профессиональную мотивацию студентов. Научная новизна: в статье содержатся данные, позволяющие изменить характеристики учебного процесса и соответственно повлиять на изменения учебно-профессиональных мотивов студентов. Теории целей,  самодетерминации и самоэффективности учат создавать условия и ставить сложные цели, связанные с развитием и достижениями. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о применения системы стимулов, о сущности управления мотивами, побуждающими человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей.

Об авторах

Елена Витальевна ФИЛАТОВА
Кемеровский государственный университет г. Кемерово, Россия
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и дефектологии, Кемеровский государственный университет,

г. Кемерово, Россия


Светлана Борисовна КСЕНОФОНТОВА
Государственная классическая академия им. Маймонида, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина г. Москва, Россия
Россия

кандидат исторических наук, доцент кафедры клинической психологии, философии и манусологии Государственной классической академии им. Маймонида, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина,

г. Москва, Россия


Список литературы

1. Бакшаев Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. СПб.: Питер, 2006. 308 с.

2. Воронкова Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки. М.: Трикста, 2008. 250 с.

3. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушки-на Ф.А. Образовательные и жизненные траектории молодежи. М.: ЦСПиМ, 2011. 296 с.

4. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М.: Академия, 2004. 195 с.

5. Рощина Я.М. Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса. М.: Независимый институт социальной политики, 2011. 120 с.

6. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: НОРМА, 2004. 180 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

8. Герцберг Ф. Мотивация к труду. М.: Академик-Пресс, 1999. 570 с.

9. McGregor D. The human side of enterprise: 25th anniversary printing. New York: McGraw-Hill, 1985. 246 p.

10. Kroth M. Maslow Move Aside! A Heuristical Motivation Model for Leaders in Career and Technical Education // Journal of industrial teacher education. 2007. Vol. 44. No 2. Pp. 5-36.

11. Врум В. Труд и мотивация. М.: Пресс, 1996. 364 с.

12. Porter L.W., Bigley G.A., Steers R.M. Motivation and work behavior. 7th ed. London: McGraw-Hill Publication Co. 2003. 648 p.

13. Reeve J. Understanding motivation and emotion. 4th ed. Hoboken, NJ: Wiley, 2005. 556 p.

14. Немов Р.С. Психология образования. М.: Владос, 2007. 606 с.

15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 2001. 288 с.

16. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. М.: Ин-т психологии, 2007. 653 с.

17. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. 720 с.

18. Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000. 560 с.

19. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Района. // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103-122.

20. Locke E.A., Latham G.P. What should we do about motivation theory? Six recommendations for the twenty-first century // Academy of Management Review. 2004. № 29(3). Pp. 388-403.

21. Latham G.P., Pinder C.C. Work motivation theory and research at the dawn of the twenty-first century // Annual Reviewof Psychology. 2005. № 56(1). Pp. 485-516.

22. Ryan R. M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. No 1. Pp. 68-78.

23. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman, 1997. 604 p.

24. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М.: Юнити-Дана, 2004. 399 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ФИЛАТОВА Е.В., КСЕНОФОНТОВА С.Б. УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019;11(1):57-65. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-1-57-65

For citation: FILATOVA E.V., KSENOFONTOVA S.B. THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF DIFFERENT PROFESSIONAL TRAINING AREAS. Historical and social-educational ideas. 2019;11(1):57-65. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-1-57-65

Просмотров: 43

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)