МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-2-224-233

Полный текст:


Аннотация

Введение. Статья посвящена модернизации социального образования регионального уровня. Многие развитые страны в результате экономического спада сталкиваются с социальной дисгармонией. Основными причинами этого являются безработица, нищета, маргинализация, которые требуют своего разрешения. Образование становится едва ли не решающим фактором социального благополучия. В стратегии развития современного общества, интеграции образовательных систем Европы данная проблема приобрела особую остроту. Для сторонников либеральной концепции, выступающей в качестве идеологической основы глобализации, образование является составной частью рынка. Совершенно очевидно, что взамен «модели глобализации», ведущей к получению образования на основе   рыночной регуляции, нужна другая – это модернизация, способная изменить  вектор образования.

Методы. Актуальность исследования обусловлена региональным аспектом высшего образования. Объектом изучения являлась студенческая молодежь Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ). Университет на протяжении последних лет входит в десятку лучших учебных заведений Северо-Кавказского региона; предметом – модернизация образовательного процесса. На каждом этапе исследования корректировался объект и предмет исследования. Это связано с многогранным изучением того или иного вопроса. Исследование проводится на протяжении последних пяти лет. В нем задействованы учебные заведения: КБГУ и Северно-Осетинского государственного университета (СОГУ). Одним из активных методов было анкетирование. В работе рассмотрены аспекты значимости социального образования ряда отечественных ученых. Их идеи легли в основу региональных вузов, в том числе и КБР. Цель работы – изучить вопрос качественной подготовки социальных работников на региональном уровне. Одной из задач данного исследования является выявление нового научного познания о социальности модернизации, выявление противоречий процесса модернизации образования. Данная статья позволит раскрыть суть понятий    «модернизация», «социальное образование» и ознакомит с результатами исследования регионального вуза. Заявленная проблема до сих пор недостаточно изучена. Образовательное пространство создает условия для новых форм совершенствования, обновляются направления профессиональной подготовки специалистов.

Результаты. В данном исследовании мы попытаемся дать свою интерпретацию таким понятиям, как «модернизация социального образования», «модернизационные процессы в образовании». Данные термины не нашли должного внимания в анализируемых нами исследованиях. Их дальнейшее внедрение в тезаурус отечественной науки – будущее развитие социального познания.

Выводы. Модернизация российского образования, по сути, есть сверхзадача новой формы существования и дальнейшего развития, призванная обновить образовательное пространство, придать ему новую форму и впоследствии усовершенствовать такую профессиональную деятельность, как социальное образование.


Об авторе

Надежда Васильевна КИЛЬБЕРГ-ШАХЗАДОВА
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова г. Нальчик, Россия
Россия
доктор философских наук, профессор, кафедра теории и технологии, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,


Список литературы

1. Гавров С.Н. Модернизация // Социокультурная антропология: история, теория, методология. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект: Констан-та, 2012. С. 821-830.

2. Жуков В.И. Университетское образование: история, социология, политика / В.И. Жуков; Московский государственный социальный университет. М.: Акаде-мический проект, 2003. 384 с.

3. Жуков В.И. Модернизация современного отечественного социального образова-ния: концептуально-теоретические основы. М.: Издательство РГСУ, 2007. 212 с.

4. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Актуальные задачи модернизации профессио-нального образования // Высшее образование в России [научно-популярный журнал] (М.). 2010. № 5.

5. Капустин Л. Приоритеты развития системы высшего образования в условиях де-мократизации и интеграции России в мировое образовательное пространство / URL: http//www.prof.msu.ru/conf/conf 23.htm.

6. Кильберг-Шахзадова Н.В. Модель социального образования: теоретико-прикладной аспект исследования // Социально-трудовые права граждан и их реа-лизация в условиях рыночных отношений: Мат-лы науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рождения и 45-летию научно-педагогической деятельности Л.Т. Елеева. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2011. С. 110-128.

7. Кильберг-Шахзадова Н.В., Азаматова Г.К. Социальная культура в сфере современ-ного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 / URL: http:// www.science-education.ru /122-20566 (дата обращения: 14.07.2015).

8. Кильберг-Шахзадова Н.В., Цильке В.А. Модернизация российского социального образования // Актуальные проблемы современного социального знания: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междун. участ. (27 апреля 2018, г. Красноярск) / под общ. ред. Л.Е. Ананьина: Сиб. гос. ун-т науки и технологии им. акад. М.Ф. Решётнева. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решётнева, 2018. С. 24-27.

9. Ларионова И.А. Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18-27.

10. Мардахаев Л.В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации / Л.В. Мардахаев // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. № 1. С. 34-38.

11. Медведев Д.А. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

12. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М.: Информарт, 1994. С. 49-52.

13. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории со-циальной работы. М.: АНО «СПО "СОТИС"», 2008. 144 с.

14. Atchoarena D. Lifelong Learning Revisited // Lifelong Education in Selected Industrial-ized Countries / D. Atchoarena. Paris: UNESCO, International Institute for Educational Planning, 1995. Pp. 1-8.

15. Brookfield S. Lifelong Education in the USA // Lifelong Education in Selected Industrial-ized Countries / D. Atchoarena. Paris: UNESCO, International Institute for Educational Planning, 1995. 181 + xii p.

16. Deem R., Мок K.H., Lucas L. Transforming Higher Education in Whose Image? Exploring the Concept of the «World-Class» University in Europe and Asia / R. Deem, K.H. Mok, L. Lucas // Higher Education Policy. 2008. № 21(1). Pp. 83-97.

17. Diez-Hochleitner R. Education for the 21st Century: A Lifetime to Learn / R. Diez-Hochleitner // UNESCO Sources. 1996. No. 78 / April. Pp. 7-13.

18. Kawanobe S. Lifelong Learning in Japan / S. Kawanobe // International Review of Educa-tion. 1994. Vol. 40(6). Pp. 485-493.


Дополнительные файлы

Для цитирования: КИЛЬБЕРГ-ШАХЗАДОВА Н.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ). Историческая и социально-образовательная мысль. 2019;11(2):224-233. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-2-224-233

For citation: KILBERG-SHAKHZADOVA N.V. MODERNIZATION OF SOCIAL EDUCATION IN THE REGIONAL SPACE OF RUSSIA (ON MATERIALS OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC). Historical and social-educational ideas. 2019;11(2):224-233. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-2-224-233

Просмотров: 12

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)